Не так давно мне написали удивительный и возмутительный комментарий:
Это примерно то же самое, как посмотреть "Трижды воскресший" или "Опасно для жизни" и на основании этого сделать вывод о ВСЕМ творчестве великого комедиографа Гайдая, в том числе об "Иване Васильевиче" или "Бриллиантовой руке".
Чтобы делать выводы о последнем великом русском режиссере Алексее Октябриновиче Балабанове, нужно посмотреть хотя бы фильмов 5 - 7. И попутно учесть некоторые обстоятельства.
Прежде всего, творчество Балабанова делится на "до и после" смерти Сергея Бодрова. Балабанов очень дружил с Сережей, горевал, что не погиб вместе с его съемочной группой, к сожалению, начал чаще злоупотреблять спиртным. До смерти Бодрова все фильмы Балабанова были с хорошим концом.
Конечно, это не "хэппи-энд" такой, какой в "Служебном романе" или "Джентльменах удачи". Потому что фильмы Балабанова очень сложные, многогранные. Как наша жизнь. В ней не бывает "все хорошо". Что-то и плохо. Не было бы плохого - мы бы не понимали, что такое ХОРОШЕЕ. Именно это и пытался нам сказать Балабанов, как мог. Он даже в "Замке" Кафки переделал концовку, чтобы она давала нам надежду на будущее! А вы говорите, чернуха.
Идем дальше. Фильмы Балабанова гениальные тем, что они показывали нашу жизнь очень реалистично. Вот ровно такой, какой она была. Не зря Алексей Октябринович часто снимал малоизвестных или вовсе непрофессиональных актеров, а к фильму "Я тоже хочу" не было построено ни одной декорации. Но при этом режиссер был настолько талантлив, что реальная жизнь у него на экране выглядела не как документальный фильм, а как стопроцентное игровое кино. Вот сравните с "Палатой №6" Карена Шахназарова. Отличная картина, но смотрится все-таки как будто документалка. У Балабанова такого нет.
Кроме того, Балабанов ничего не боялся и всегда говорил правду. Критиковал и нападал на признанные институты - те, которые считал нужным критиковать. Но конечно в последних его картинах есть некоторая философская отрешенность и безразличие. Балабанов понимал, что скоро умрет, в фильме "Я тоже хочу" сыграл свою смерть. Между прочим, в этой картине всем воздалось по справедливости. Кто заслужил - того взяли на небеса. Кто не заслужил - не взяли.
Если вы посмотрели "Груз 200" или "Про уродов и людей" и решили, что Балабанов - чернуха, вы неправы. И согласиться с вами нельзя. Скажите, разве в "Жмурках" больше крови, чем в знаменитом "Криминальном чтиве", которое никто чернухой не называет? Или возьмем сериал про Ганнибала Лектера, который ел человеческий мозг. А Балабанов всего лишь показывал нашу реальность, ну вот например "Кочегар" - это реальная конкурентная борьба из 90-х, когда часто случались заказные убийства. Разве Алексей Октябринович где-то показал неправду?
Безусловно, Балабанов был гением. Если не хотите лицезреть "чернуху", рекомендую посмотреть следующие фильмы Алексея Октябриновича, снятые вполне в классическом стиле:
- Замок
- Брат-2
- Мне не больно
- Война
Вот после этого можно будет делать хоть какие-то выводы.
Если вам понравилась статья, буду рад вашему лайку. Подписывайтесь на мой канал, здесь все самое интересное!
Обязательно подпишитесь на мой канал про путешествия!