Найти в Дзене
А101 Лёрнити

Книжка по душе

Оглавление

Читают ли наши дети, чтобы развивать мозг или быть грамотными или целеустремлёнными? Скорее всего, нет. Почему же они читают или, скорее, НЕ читают?

Мы задались этим и другими вопросами на встрече с детским и подростковым психологом Анной Тихомировой.

Мы пригласили на встречу родителей дошкольников и младших школьников, потому что в этом возрасте мы в основном читаем вместе с детьми, даже если те вполне умеют делать это самостоятельно.

Почему же важно остановиться на моментах совместного чтения? Ответ на этот вопрос будет ниже, а пока мы спросили участников встречи «Зачем вообще читать?». Попробуйте сначала ответить сами.

Наши взрослые ответы были такими:

Хочется, чтоб развивался мозг

Чтобы ребёнок получал информацию

Чтобы обогащал словарный запас

Формировал зрительную память

Чтобы был грамотным

Был целеустремленным

Интересно провел время

Развивал интеллект

Все сравнения хромают, но всё-таки с аргументацией выше книга похожа на брокколи – мы, взрослые, осознаём её полезность и говорим о ней, но попробуйте запихать полезную брокколи в малыша.

Ответ «интересно провел время» звучал где-то в конце. Также почти никогда не говорят об удовольствии от книг. А маленький ребёнок делает то, что доставляет ему удовольствие, это одна из его базовых потребностей. Когда мама или папа рядом – это удовольствие. И вот здесь мы возвращаемся к совместному чтению. Совместное чтение – удовольствие нахождения с родителями и одновременно удовольствие от книги.

Совет номер 1

Не спешите говорить ребёнку, умеющему читать, чтобы он сам читал книги. Продлите удовольствие от совместного времяпрепровождения и закрепите удовольствие от чтения.

-2

Самостоятельное чтение – уже работа. Большая книга, даже довольно интересная, становится работой, и чем меньше остаётся моментов удовольствия и больше работы, тем, соответственно, сложнее её выполнять.

Находясь рядом, вы также удовлетворяете ещё одну базовую потребность ребёнка этого возраста – стабильность и безопасность. Про безопасность более-менее ясно, ведь вы самый главный взрослый в жизни ребёнка, а со стабильностью давайте разберёмся подробнее.

Как часто совместно читая в 150-й раз книгу про «медведей, которые ходят за покупками», мы предлагаем малышу почитать что-нибудь другое, потому что, ну ей-богу, сколько можно! он знает наизусть каждое слово и шпарит одновременно за мной, хотя не умеет читать! может с ним что-то не так?

Успокойтесь, всё в порядке. Знание каждой строчки есть знание развития ситуации, уверенность, что ничего не изменится – это и есть стабильность и безопасность и удовлетворение базовой потребности.

Совет номер 2

Продолжайте читать зачитанные до дыр книги вместе с ребёнком снова и снова! Это даёт ему ощущение защищённости и возможность прожить свои эмоции.

Кстати, колыбельные и ритмические стихи нормализуют дыхание и сердцебиение у младенцев!

-3

Теперь про книги как проводник сопереживания. Читая, мы переживаем перипетии сюжета вместе с героем. Ребёнок присоединяясь к этим эмоциям, учится сопереживать, то есть совместно чувствовать, проживать эмоции, которые, возможно, не испытывал сам, но они присутствуют в жизни.

Когда вы сопереживаете герою и читаете вместе с ребенком, это уже совместное переживание герой – ребенок – родитель. Совместный опыт переживания — то, на чем базируется контакт родителя и ребенка.

Совет номер 3

Читайте книги вместе с ребёнком и не теряйте близости с ним!

-4
Анна Тихомирова:
Я помню, как читала "Папа, мама, восемь детей и грузовик", в которой раскрывается удивительный подход уважительного отношения к ребенку. В книге много моментов как родители и дети справляются со злостью, как ссорятся. И это пример, как восстановить разорвавшуюся связь.

На встрече мы прочитали несколько детских книг, причём во многих представленных книгах собственно слов было раз-два и обчёлся, зато картинки занимали большую часть. Считаются ли они книгами? Что они дают нашему ребёнку?

Несмотря на наш пиетет перед печатным словом, мы сами не получаем ответы на все вопросы жизни только через текст. Ровно то же происходит и с ребёнком. Мы увидели, как небольшое количество слов и множество ярких иллюстраций в книге «Вулкан, который злился» объясняют, что происходит с тобой, когда ты злишься. То есть книга – по сути, инструкция, как работать со своей злостью.

Совет номер 4

Толщина или количество слов не делают книгу лучше. Позвольте ребёнку самому выбрать книгу в магазине, возможно маленькая книжка станет ценным помощником в его внутреннем диалоге.

-5

Все мы любим полезные списки. И конечно, на встречу Анна Тихомирова принесла набор книг, многие из которых мы успели прочесть, и о некоторых поговорить. Впрочем, эти книги – не чёткий список, а некий принцип, по которому она подбирала их для встречи. На этом основании список по принципу, возможно, будет полезен и вам.

📚 Рамадье Седрик. Моя книжка говорит НЕТ!

Что делать, когда на любое, даже самое приятное предложение хочется крикнуть «НЕТ»?

📚 Наташа Байдужа. Вулкан, который злился

Книжка — объяснение того, что происходит с тобой, когда ты злишься.

📚Джил Мерфи. Пять минут покоя

Даже в ванной мама трех слонят разного возраста не может найти покоя…

📚 Питер Рейнольдс. Точка

Педагогическая поэма, только укороченная.

📚 Туве Аппельгрен, Салла Саволайнен. «Спокойной ночи, Веста-Линея». Серия книг – «руководств» для родителей. Смотрите, как важно отделить поведение ребёнка от ваших отношений с ним.

📚 Таллек Оливье. Это моё дерево

О границах и их (не)нужности в разное время.

📚 Морис Сендак. Там, где живут чудовища

Повелевать чудовищами, которые ведут себя ужаснее, чем ты, что может быть лучше, но почему же так приятно вернуться домой к маминому пирогу…

На встречу «Книжка по душе» пришли и дети. Педагог и психолог Ксения Поварешкина выбрала для чтения в игровой Лёрнити весёлые книги, и вся компания поговорила о том, зачем люди читают и пишут книги.

📚 Список книг «детской»

Бьёрн Рёрвик. Кафе Птичий хвост

Бьёрн Рёрвик. Как поросёнок болел леопардозом

Гудрун Мебс. Бабушка! – кричит Фридер

Артур Гиваргизов. Просто праздник

Чжу Чэнлян. Искорка

-6

В конце встречи мы преодолели барьер о недопустимости совместного чтения после определённого возраста, получили вектор выбора детских книг, убедились, что дети делают правильно, беря в руки книгу, где много картинок. Проживание и прочувствование через книги с картинками и совместное чтение – важные составляющие взросления, и теперь обладая новым для себя знанием, мы можем помочь нашим детям в этом.

Для самых больших любителей чтения, дочитавших до конца, напоминаем, что издательство «Самокат» даёт скидку 15% на покупку книг на своём сайте по промокоду ЛЁРНИТИ!

Лучшие детские издательства «Самокат», «Белая ворона», «Поляндрия», «Розовый жираф» участвуют в программе фестиваля добрососедства Д.О.М., который пройдёт на новой площади Туве Янссон 2 июля.

Читайте книги вместе с детьми!