Найти тему
Мир фэнтези

Что общего в романах жанра фэнтези?

Фото из интернета. Источник: massaget.kz
Фото из интернета. Источник: massaget.kz

Как таковому фэнтези через пару лет исполнится 100 лет, термин появился в 60-70 годы, но широкую известность он приобрёл не так давно – ориентировочно в 90-е годы, и, думаю, интерес к нему не угаснет до тех пор, пока в нас живы сказки, предания и былички, впитанные с молоком матери, а также страсть к приключениям и способность фантазировать.

Признаться, не очень люблю «терзать» литературные произведения, словно маниакальный хирург со скальпилем, предпочитаю читать их, словно тинейджер, наслаждаясь каждым словом, новым образом, развитием сюжета. Но всё же некоторые типологические характеристики налицо.

Что самое интересное, главный герой фэнтезийного мира – это всегда чужак, то есть человек (или представитель иной нечеловеческой расы), которому чужд окружающий его мир. Местные жители воспринимают его как чужеродный, а иногда и просто опасный элемент. Вспомним Ведьмака – во всех уголках Континента он не чувствует себя дома, кроме Каэр-Морхена (единственного места, где можно оказаться в кругу «своих»). Сэр Макс («Лабиринты Ехо») – житель города Ехо, столицы Соединённого королевства нескольких -ландов, двух графств, земель Благостного Ордена Семилистника, вольного города Гажин и острова Муримах). Тот же полукровка Гарри Поттер. Возьмите любой из романов этого направления – и не ошибётесь.

Если после обряда инициации Геральт уже ничего не помнит о том прежнем мальчике, которым он был (за исключением обрывков, иногда всплывающих в памяти), то Макс довольно хорошо помнит себя до путешествия между мирами. Мир Гарри, как и мир Макса, до переселения ужасен.

Также обязателен старший наставник – своего рода путеводитель по новому миру. Если для Геральда это Весемир, то для сэра Макса им стал Джуффин Халли, для Гарри – профессор Дамблдор соответственно.

Ну, и куда же без ужаса, сжимающего сердце, недаром же жанр фэнтези имеет черты средневекового готического романа? Щекочущие нервы моменты встречаются в каждом из них. Недаром даже Стивен Кинг не смог пройти мимо этого жанра.

Конечно же, в фэнтези много мифологии. Это и магические числа, и управление стихиями, и фольклорные персонажи, и ещё много чего, свойственного нашему мифологическому сознанию. О роли мифологии в этом жанре читайте здесь .

Как всегда, есть «своё» и «чужое» пространство. Как правило, враг находится в «чужом» пространстве, то есть несвойственном герою. Это может быть поле, лес, море, комната, в которую нельзя заходить, другое измерение, скрывающееся, например, во сне, или находящееся по ту сторону зеркала. Вариантов множество.

И замечательно, если, кроме лихо закрученного сюжета, в романах этого жанра есть юмор: и читается легче, и обстановку разрядить помогает.