Найти тему
История и искусство / Artifex

История создания сказочного терема купца Игумнова

«А пригоже ль вам, бояре, мимо терема идти?» — так и хочется спросить у прохожих, гуляющих по Большой Якиманке. Эта улица, словно машина времени, переносит нас в древнерусскую сказку — вот идёшь по ней и представляешь, как навстречу выходит Царевна. Такое ощущение дарит причудливый, буквально сошедший с картинок, терем купца Игумнова. Несмотря на то что сегодня он — здание французского посольства, он всё ещё напоминает нам о легендах, витающих вокруг его стен, — о замурованной неверной возлюбленной, танцах на золотых империалах, о проклятье Поздеева и многих других удивительных перипетиях, но … давайте обо всём по порядку.

Терем купца Игумнова
Терем купца Игумнова

Дом купца Игумнова — настоящий памятник архитектуры, который знает каждый москвич. Он представляет собой сказочный терем, построенный в русском стиле. Богатая фантазия, совмещенная с грамотно выбранными пропорциями и тщательной проработкой деталей, сделали его одним из самых ярких представителей данного стиля. Дом Игумнова — беспрецедентный эксперимент наших предков, которые решили пойти против европейского влияния и в поисках новой эстетики обратились к исконно русской традиции.

История этого здания начинается с 30 марта 1851 г., когда жена петербургского купца Вера Яковлевна Игумнова выкупила у московской купчихи В. Д. Крашенинниковой участок с домом в конце Якиманки. Данное приобретение обошлось ей в целых 17140 рублей серебром — баснословные по тем временам деньги. Изначально дом пустовал, так как у мужа Игумновой были совершенно другие планы — на тот момент он успешно развивал купленную им Ярославскую мануфактуру, которая приносила ему огромную прибыль (на сегодняшний день это Ярославский комбинат технических тканей «Красный Перекоп»). Благодаря ей, он становился одним из богатейших людей страны, а в народе его даже прозвали «текстильным королем».

В 1888 г. Игумнов скончался. Его наследником стал совсем молодой, Николай Васильевич Игумнов — с его именем и связана идея строительства особняка. Юный наследник, помимо предпринимательства, активно занимался благотворительностью: на протяжении многих десятилетий он поддерживал состояние Петропавловской церкви Ярославской мануфактуры, а всеми его работами по реставрации храма руководил архитектор Николай Иванович Поздеев, знакомство с которым и сыграло ключевую роль в строении дома Игумнова.

На тот момент Поздеев был очень известен в Ярославле, однако за его пределами о нем практически ничего не знали. Особняк Игумнова стал его первой работой в Москве, и заказ звучал поистине громко — Николай Васильевич Игумнов выделил на постройку целый миллион и приказал сделать так, чтобы по ее завершении весь город ахнул.

Подобное заявление в корне изменило первый проект, по которому планировалось достроить уже стоявший на участке двухэтажный дом — было решено построить новый особняк с нуля. Обращаясь к русской традиции, Игумнов и Поздеев сошлись во мнении, что его образ будет напоминать богатый терем, а чтобы добиться максимальной его выразительности, они решили не скупиться на отделку и украсить его множеством декоративных элементов.

Материалы для постройки выбирались по-настоящему роскошные. Например, использовался каррарский мрамор — тот самый, из которого сделан Давид Микеланджело. Кирпич был выписан из Голландии, рисунки изразцов поставлял художник-керамист С.И. Масленников, а к работе над интерьером пригласили известного мастера — Петра Семеновича Бойцова.

-2

Внутреннее убранство особняка, по желанию Игумнова, должно было быть выдержано во французском стиле (смешение стилей в XIX веке было очень модным, поэтому к русскому решили добавить и элементы классицизма). Данным процессом руководил брат Николая Поздеева — Иван Поздеев (тоже архитектор), так как тот к этому моменту скончался. Интерьер получился роскошным — внутренне пространство освещалось дневным светом, струящимся из больших арочных окон, залы погружали своих гостей в царство ампирной роскоши, а мебель была выбрана в стиле Людовика XV.

Работу завершили только к 1893 году. Казалось, проект должны были встретить овациями, однако эффект получился обратный — здание, в силу его «вычурности», осмеяли и прозвали «цыганским конем», а самого Николая Поздеева «провинциальным», лишенным вкуса архитектором. Последним ударом стал отказ Игумнова, который передумал оплачивать его работу. Тем не менее позже особняк все же признали архитектурным памятником, олицетворяющим собой русский стиль.

Легенда гласит, что Поздеев не выдержал такого позора и покончил с собой, а перед смертью проклял свое творение, предрекая ему пустоту. Именно так и случилось: в доме Игумнова долго никто не жил, но годами позже владелец особняка решил подарить его своей молодой любовнице, а сам приезжал к ней, когда был в Москве. Самая мрачная легенда, связанная с этим теремом, повествует, что однажды Игумнов приехал к возлюбленной без предупреждения и застал её за изменой. В качестве мести он замуровал её в стенах этого дома, и с тех пор она навечно стала его пленницей. Никто не знает, действительно ли он обошелся с ней именно так, но с тех пор девушку больше никто и не видел. Ещё одна легенда дома Игумнова связана с его дерзким поступком, обидевшим самого императора. Во время одного из пышных балов он приказал усыпать пол танцевального зала золотыми монетами, и его гости невольно топтали лик государя. Узнав о такой подлости, Николай пришел в ярость и приказал выслать Игумнова в далекую абхазскую деревню Алахадзы без права возвращения в столицу.

С 1925 года в особняке разместили лабораторию, которая специализировалась на изучении мозга. Руководил ей немецкий нейробиолог Оскар Фогг. Научная деятельность развернулась с обследования мозга умершего Ленина, а через три года преобразовалась в Институт мозга, который концентрировался на выявлении отличий в строении мозга простого человека и гения. Говорят, что там образовалась целая коллекция, экземпляры которой пополнили мозги таких великих людей, как Андрей Белый, Маяковский, Станиславский, Максим Горький и многие другие. Далее судьба дома Игумнова разместила в нем посольство Франции, а с 1979-го года он стал резиденцией посла Французской Республики.

Такая удивительная, поистине сказочная история дома Игумнова не позволяет нам воспринимать его, как обычный особняк — в народе он всё ещё видится волшебным теремом, хранящим в себе множество тайн и легенд. Глядя на него, можно перенестись во времена балов, пышных празднеств и правление самого императора. Это уникальное архитектурное сооружение — один из самых ярких и любимых памятников русскому стилю.