Хотя живу я в сибирском городе Тюмень, но по Москве я гуляю почти каждое утро. У меня есть любимый цикл передач «Пешком по Москве» (ведущий Михаил Жебрак) и каждое утро по ютюбу я смотрю очередной выпуск. А когда приезжаю в Москву, то пытаюсь повторить некоторые прогулки Михаила Жебрака. В принципе пройти по тому же маршруту несложно, но вот впечатления у меня бывают часто совсем другие.
После не совсем удачной прогулки по Китай-городу, когда мне не удалось увидеть Троицкую церковь я отправился гулять по следующему заранее намеченному маршруту по следам Михаила Жебрака.
Но сначала я немного окунулся в церковную и пасхальную атмосферу. Если в Китай-городе обитают чиновники и финансисты, то в бывшем Белом городе уже начинается нормальная московская жизнь. Имеются нормальные магазины, школы, детские сады и т.д. И конечно имеются небольшие московские храмы. Шла Великая суббота накануне Пасхи и я зашел в ближайший храм по пути.
Это оказался Храм Всех Святых на Кулишках.
Первый храм на этом месте построил Дмитрий Донской. Кулишки тогда были самой окраиной, тоже самое что «у черта на куличках». Первый храм был связан с поминовением павших в Куликовской битве. Нынешний храм построен значительно позднее, сразу видно по внешнему убранству, что в середине 17 века.
Совсем недавно это было «посольство Александрийского патриархата». У церквей тоже есть посольства, только называются они «подворьями». Ну и как между государствами, между церквями случаются дипломатические конфликты. Сейчас у Русской Православной церкви конфликт с хитроумными греческими Церквями. В итоге египетских греков из этого храма попросили вон, а сейчас там находится «импортозамещенный» Патриарший экзархат Африки. На все это дело думаю благосклонно взирают с другой стороны Славянской площади из административного сердца России. Нафига им под боком хитроумные греки. Но несмотря на все эти перипетии внутри церкви Всех Святых благостная атмосфера и я начал входить в пасхальную колею. Свечку поставил в память о недавно почивших родственниках.
Далее я по улице Забелина поднялся на Ивановскую горку, один из семи московских холмов.
Здесь тоже «гулял» Михаил Жебрак с «Пешком по Москве». В его передачах все так живописно и красиво. В реальности конечно не так красиво. В бывшем Белом городе уже начинается настоящая московская жизнь, можно встретить бомжа, мусор и т.д. Я поглазел на мрачную громаду «Соляного двора», он так массивен, что даже сфотографировать толком сложно.
Потом заглянул в архитектурную доминанту Ивановской горки, которой является Ивановский (Иоанно-Предтеченский монастырь).
Я заглянул в монастырь, он производит немного странное впечатление, какой-то он совсем «не наш».
Построенный Михаилом Быковским во II половине XIX века собор монастыря выглядит слишком помпезно. Хотя Ивановский монастырь один из древнейших в Москве и при первых Романовых пользовался большим почетом. Т.к. монастырь долгое время в советские годы был тюрьмой, то недавно проведена масштабная реконструкция и все выглядит слишком новым.
Далее я поднялся к церкви Владимира в Старых Садех.
Храм старинный, построенный аж в 1514 году, когда здесь была великокняжеская резиденция. Архитектор – Алевиз Фрязин. Похоже по колокольне, но это поздняя постройка. А храм сильно перестраивали и в верхней половине это 17 век. Но все равно старина. Я смотрел от храма вниз и пытался представить, как все здесь выглядело в 15 веке при сыне Дмитрия Донского Василии I, который устроил здесь великолепные сады у своей загородной резиденции.
Но сейчас вокруг мешанина переулков, которая сложилась после переноса загородной царской резиденции в другое место в 17 веке.
Далее я отправился по Старосадскому переулку на север. Мой путь лежал к маршруту другой прогулки Михаила Жебрака в районе Чистых прудов. Треугольник между Маросейкой/Покровкой, Большой Лубянкой и Чистопрудным бульваром собрал на своей территории кажется все архитектурные стили, которые родила земля Российская или принесли на нее эмигранты из Европы. Здесь имеются посольства бывших советских республик. Выделяется конечно белорусское посольство на Маросейке, очень радостное здание (прямо как Лукашенко).
Рядом казаковская церковь Космы и Дамиана, а за ней типичный советский «небоскреб» брежневской эпохи.
В переулках сохранились послепожарные московские усадьбы 19 века.
Мне запомнилась классическая усадьба Лаврентьева в Сверчком переулке.
Московские переулки бывшего Белого города это что-то, настоящий лабиринт. И сколько тут интересного можно увидеть, гулять не перегулять.
Я не мог не увидеть самое высокое здание Москвы начала 18 века, так называемую Меншикову башню или церковь Архангела Гавриила на Чистых прудах. Московский «небоскреб» Петровских времен немного присел, несколько потерялся в современной застройке.
Но по-прежнему оригинален.
Мне повезло попасть на церемонию освящения пасхальной снеди. Пока освящение готовилось я успел осмотреть Меншикову башню внутри. Честно сказать даже сейчас впечатляет, а я представляю какое впечатление было у москвичей начала 18 века.
Я конечно поприсутствовал при освящении пасхальной снеди и отправился бродить далее.
Далее я вышел на Чистопрудный бульвар и после небольшой прогулки по нему устроился на скамейке у калягинского театра «Et Cereta”.
Постмодернистский вид театра так выделяется из окружающей классической архитектуры, что я был несколько озадачен и сразу захотел есть. Изучение округи показало, что общепит имеется, но «Макдональдс» закрыт, а «Теремок» не для перекуса и я забежал в «Дикси» купил булочку и ряженку. Вернулся к калягинскому театру, думал, что булочка с ряженкой улучшат мое восприятие здания этого театра. Но даже это не помогло… Архитектурой должны заниматься профессионалы, более несуразного сооружения я не припомню…
Причем Михаил Жебрак, вернее его оператор, показывал здание как-то интереснее, чем было по факту. Затем я продолжил путь по Боброву переулку. К несчастью классическое здание «Дома Юшкова» было скрыто лесами.
Далее я забрел в ансамбль старинных особняков, который занимается сейчас библиотека-читальня имени Тургенева.
Вроде бы все интересно отреставрировано, но … «лужковская» входная группа библиотеки и вид на самую постмодернисткую часть театра «Et Cereta” нагнали на меня тоску.
Я продолжил путь по Боброву переулку, так и не понял зачем Михаил Жебрак уделил столько внимания этому переулку, подозреваю, что из-за калягинского постмодернизма. Меня удивила сохранившаяся ленинская доска на «Доме страхового общества Россия».
Дом на начало 20 века был образцом модернизма в архитектуре и организации домового хозяйства, да и сейчас он смотрится свежо.
Далее я решил, что пора топать на Маросейку на обед. Обедать я решил в заведении с претенциозным названием «Столовая №1». Это мне напомнило самую главную питерскую сеть столовых. Но в Москве это оказалось скромное заведение во дворах. Порции были большие, еда на мой вкус слишком жирной, единственное что цена для центра Москвы была божеской.
После обеда я решил, что пора свернуть прогулки по московским переулкам и увидеть что-то более грандиозное и отправился смотреть на усадьбу «Кусково».
Спасибо за внимание...
Продолжение следует...