Одной из главных задач психологического консультирования является создание безопасного пространства для клиента.
⠀
🔹Для этого психолог должен быть настроен, подготовлен к встрече.
У него широкий спектр задач:
1. Внимательно слушать клиента, вместе с тем некоторых нужно умело перебивать (иначе они весь час проговорят сами с собой). Выбрать нужные слова, чтобы донести какую-то информацию до клиента по возможности его языком, так, чтобы он услышал и понял. Сделать это так, чтобы он сумел тебя услышать.
2. Внимательно слушать клиента и в то же время в голове создавать из деталей целостную картину, выделяя важное и второстепенное, чтобы потом осознанно поворачивать диалог в нужное русло.
3. Внимательно слушать клиента, не думая о своих делах и проблемах в этом время. Не осуждая клиента внутри себя и не давая ему и его поступкам оценок. Отделять возникающие контрпереносы от собственных чувств.
4. Внимательно слушать клиента, дав ему возможность раскрыться и быть собой. Вначале терапии мы не знаем, есть ли у клиента хоть одни отношения, кроме терапевтических, в которых он может расслабиться и свободно разговаривать на любые темы, без страха быть не принятым.
5. Внимательно слушать клиента и выдерживать его сильные чувства и свои собственные чувства, возникающие при этом: беспомощность, ненужность, унижение, отчаяние, пустоту, нежелание жить, страх смерти, горе… Выдерживать очень много детских эмоций, имеющих отношение к людям из настоящего и прошлого клиента, но которые он вывалит на тебя. Чувствовать себя жестоким, отвергающим, как его отец. Пройти этап идеализации и обесценивания у пограничных клиентов. Принять весь гнев и отвержение клиента с нарциссической травмой. И так далее.
6. Внимательно слушать клиента и отслеживать динамику его изменений.
7. Внимательно слушать клиента и искать его ресурсные (нетронутые травмой) области, через которые он будет себя восстанавливать.
8. Внимательно слушать клиента и использовать при этом различные техники – перефразирование, следование за клиентом, конфронтацию, контейнирование и так другие.
9. Внимательно слушать клиента и соблюдать границы: например следить за временем. А ещё не становиться клиенту мамой, папой или лучшим другом. Не быть для него спасателем и не заставлять клиента самого выступать в роли терапевта.
10. Внимательно слушать клиента и не привязаться к нему, уметь отпускать.
Ощущение доверия и безопасности, которое клиент будет ощущать при каждой встрече постепенно станет для него привычным. И он научится создавать его сам, для себя и других.
⠀
Есть вопросы?