Известный из учебников истории спор Нила Сорского и Иосифа Волоцкого, нестяжателей и иосифлян. Главный вопрос в этом споре: может ли церковь владеть землями и получать от них доход или она должна быть абсолютной бессребреницей? Разница взглядов двух преподобных, двух известнейших святых русской церкви, Нила Сорского и Иосифа Волоцкого, ярче всего была видна в устройстве их собственных обителей.
Устав Волоколамского монастыря до деталей прописывал внешнюю жизнь иноков – как вести себя в келье, в трапезной, в церкви: вплоть до того, через какую дверь входить в храм и через какую выходить. Иосиф Волоцкий охотно принимал вклады и приношения, и уже через семь лет после основания обители здесь стояла большая каменная церковь. Сам монастырь напоминал огромное поместье – вокруг лежали поля, где работали крестьяне из окрестных сел. Иосиф Волоцкий считал монастыри "высшей школой церковного руководства". Если обители будут хорошо обеспечены и обустроены, туда будут приходить люди из "благородных" сословий, которые и будут пополнять ряды епископов, то есть станут новой, более достойной, церковной элитой.
Скит Нила Сорского жил совершенно по-другому – он не имел ни земель, ни крестьян. Принцип нестяжания здесь соблюдался строго. Монахи добывали пропитание только собственным трудом и даже принимать милостыню им было запрещено. В иноческой жизни Нил Сорский уделял внимание не внешнему соблюдению правил, а внутренней работе, духовному возрастанию и совершенствованию души.
В 1503 году церковный собор был посвящен вопросу государственной важности: можно ли забирать у монастырей их земли, чтобы пополнять обедневшую казну? Правители московского княжества пытались опереться на партию "нестяжателей", чтобы решить вопрос о монастырских владениях в свою пользу.
Елена Романенко, кандидат исторических наук:
Это был как раз тот случай, когда власть, да, когда прагматики используют учение идеалиста. Потому что когда Нил Сорский говорил о том, что монастыри не должны владеть сёлами, он совершенно, конечно, не хотел проводить никакую реформу и он не хотел заниматься никакой политикой, поддерживать великого князя. Он просто понимал, что вот эти споры, тяжбы, которые постоянно монастыри ведут с зависимыми крестьянами по поводу вот этих сёл и имений, они отвлекают монахов от молитвы. То есть внутренняя монастырская жизнь она стремительно разрушается.
Нил Сорский, которого специально пригласили на собор в Москву, высказался радикально. Он предлагал вообще отказаться от общежительных монастырей и всем монахам перейти на скитское устройство, как у него на реке Соре.
Филипп Тараторкин, кандидат исторических наук:
И высказывал ряд мнений, которые были, как бы сейчас сказала молодежь, не в тренде. То есть он говорил, что церковь должна быть бедна, что богатство для церкви это зло. Монахи, которые дают обет бедности, должны этот обет бедности выполнять дословно, так сказать, да. То есть вот сказано бедный, значит ты бедный. И не находи себе оправданий, что это ты не для себя, это ты там для церкви, для славы церковной и так далее. Нет. Это мнение казалось для того времени таким, почти что экстремистским, да.
Кроме одного заволжского старца предложение Нила никто из церковных иерархов не поддержал. В конце концов, было решено оставить монастырские земли во владении церкви. И хотя у историков принято противопоставлять Нила Сорского и Иосифа Волоцкого, на самом деле, взгляды этих двух святых на монашескую жизнь и монастырскую собственность – это две стороны одной медали. Ведь и в Волоцком монастыре иноки воспитывались аскетами. Богатым был сам монастырь, но не монахи. Монастырь был общежительный. Это значит ничего своего у монахов быть не могло. В кельях было совершено пусто. Ни пищи, ни питие, никакие вещи в кельях держать не разрешалось. Здесь монах получал одну одежду, одну пару обуви и другую вещь он мог получить только сдав вот эту старую изношенную на склад. Трапеза была один раз в день тоже только общая,
И Иосиф Волоцкий тоже не случайно был канонизирован. Пусть они не были похожи со старцем Нилом и шли разными путями, но в одном направлении – к святости.
Из документального фильма "День ангела. Преподобный Нил Сорский":
https://vk.com/video/@spastv?z=video-55490878_456483087%2Fclub55490878%2Fpl_-55490878_-2