Одна из моих любимых тем - это тема фарфора. И неважно к какому веку и каким мастерским принадлежат фарфоровые произведения искусства, мне интересно все.
Сегодня хочу рассказать о фарфоре из собрания князей Юсуповых. В музей-усадьбе "Архангельское" в павильоне "Каприз" расположилась выставка «Отражение изысканного вкуса. Фарфор из собрания князей Юсуповых».
Экспозиция насчитывает 425 экспонатов. Это фарфор разных стилей и разных мастерских.
Князь Юсупов был очень увлеченным и разносторонне развитым человеком. Знал толк в красоте, ценил качественные и со вкусом сделанные вещи.
Почти десять лет он возглавлял Стеклянный и Фарфоровые заводы в Петербурге. Видимо в то время у него появилась идея создания своего собственного завода по производству фарфору, которую он успешно воплотил в жизнь. Завод проработал более 20 лет, пока был жив его идейный вдохновитель - князь Николай Борисович Юсупов.
За время существования завода было обучено 70 молодых живописцев из числа крепостных работников. Некоторые из которых смогли получить паспорта, и иметь возможность поступить на работу в другие мастерские и заводы.
Частью выставки «Фарфор из собрания князей Юсуповых» является экспозиция фарфоровых изделий из мастерской Н.Б. Юсупова в Архангельском». На фото ниже, тарелки этой мастерской с маркировкой.
Как и во многих других российских мануфактурах, на начальном этапе существования фарфорового завода в Архангельском, мастера копировали идеи Европейских мануфактур. Они делали точных копий, старались добавить какие-то свои элементы.
Изображали на посуде античных героев.
Сервиз "Тет-а-тет" тоже был сделан мастерами местной мануфактуры.
Посуда, сделанная в Архангельском отправлялась в московский дом в "буфетную Его Сиятельства". И только два дня в неделю, в субботу и воскресенье, разрешалось работать на себя, что позволяло на раннем этапе работы завода осуществлять продажу изделий.
Именно в ученический период, живописцами Юсуповской мастерской были сделаны наиболее уникальные и самобытные изделия.
Фарфоровая посуда - вещь хрупкая. Поэтому прежде всего мастерская обеспечивала пополнение фарфоровых сервизов, которые в результате их использования имели утраты.
В мастерских использовали готовое белье.Белье - это изделия из фарфора, абсолютно белые, без какого-либо рисунка. Живописцам поступали чайные пары, сервизы, пасхальные яйца с заводов Гарднера, Попова, Долгорукого, с Императорского фарфорового завода. Из Саксонии (Мейсен) привозили готовые подглазурно маркированные формы чайной посуды, а из Франции — столовой. С Севрской мануфактуры и частных заводов Парижа, с завода Даготи в частности, кроме тарелок поставлялись небольшие сервизы для завтраков на 1-2 персоны из 6-8 предметов, а также формы десертных сервизов.
Для росписи использовали различные цветочные мотивы.
Также стали использовать различные сюжетные и портретные композиции.
На протяжении четырнадцати лет работы, декорирование фарфоровых изделий копиями произведений искусства - стало основным направлением росписи мастерской Юсупова.
Основной целью предприятия завода Юсупова было создание художественно отделанных изделий из фарфора, лучшие из которых благодаря таланту живописцев возводились на уровень произведения искусства.
После смерти князя (1831г.), его сын Борис Юсупов решил закрыть производство, как недоходное, но производство высокохудожественного фаянса продолжалось до 1839 года.
Вот такая небольшая история о мастерской князя Юсупова. Но на этом рано ставить точку, так как в музее представлены экспонаты других фарфоровых мастерских, в т.ч. китайский и японский фарфор. Буду публиковать обзоры в своих следующих статьях.
Если у вас остались вопросы или вы хотите оставить уточнение к статье, добро пожаловать в комментарии.