Карантин. СССР, 1983. Режиссер Илья Фрэз. Сценарист Галина Щербакова. Актеры: Айлика Кремер, Евгения Симонова, Юрий Дуванов, Светлана Немоляева, Юрий Богатырёв, Татьяна Пельтцер, Павел Кадочников, Лидия Федосеева-Шукшина, Елена Соловей, Нина Архипова, Любовь Соколова, Владимир Антоник, Евгений Карельских и др. 11,4 млн. зрителей за первый год демонстрации.
Это история о пятилетней девочке, вынужденной из-за карантина в детском саду и сверзанятости родителей, дедушек и бабушек «мыкаться» по чужим людям. Из-под антипедагогической опеки студента-дворника убегать под крылышко эксцентричной цирковой кассирши. От «модистки», систематически изнуряющей себя голоданием, — к странному архитектору-отшельнику. И все заняты, заняты... Маминым подопытным мышкам рожать надо. Бабушку нетерпеливо ожидает давний поклонник. Дедушку-писателя — немногочисленные читатели. Прадедушку-академика — его подчиненные членкорры. Прабабушку — ученики-иностранцы...
Режиссеру удалось найти обаятельную исполнительницу главной роли. В ней есть и детская наивная непосредственность, и неординарный для ее возраста ум.
Удачно решены сны маленькой героини. Откровенно пародийные, вызывающие несколько неожиданные ассоциации с... фильмами Феллини, они сделаны с озорной фантазией.
Чего стоит, например, такая сцена: графоман-дедушка заискивающе протягивает страницы своей рукописи... Льву Толстому. Тот, нахмурясь, бросив недовольный взгляд на очередной лист, выкидывает его прочь и величественно продолжает свой путь...
Словом, авторы предлагают нам калейдоскоп событий, кутерьму погонь и трюков, забавные песенки Алексея Рыбникова и вполне серьезную мораль о том, как важно выбрать время для воспитания собственного ребенка.
Александр Федоров
Караул. СССР, 1989. Режиссер Александр Рогожкин. Сценарист Иван Лощилин. Актеры: Алексей Булдаков, Сергей Куприянов, Алексей Полуян, Александр Смирнов (IV), Тарас Денисенко, Василий Домрачёв, Андрей Зерцалов, Дмитрий Иосифов и др.
Те, кто вернулся с армейской службы, оценят, наверное, точность и достоверность быта караульного наряда, сопровождающего вагон с заключенными. Отметят и жестокую правду, сказанную авторами «Караула» о пресловутой дедовщине, уродливой ржавчиной впитавшейся в армейский быт от моря до моря...
При желании я мог бы здесь уйти в публицистику, присоединившись к многоголосому хору протеста против дедовщины, доводящей «салаг» до отчаянных смертельных выстрелов. Только об этом можно и без всякого фильма сказать и написать.
А «Караул» — не газетный очерк, не телерепортаж с места события, а произведение искусства, которое, как известно, надобно судить по собственным законам.
И вот по художественному счету «Караулу», на мой взгляд, явно не хватает глубины дыхания. Для философской притчи картина слишком погружена в бытовые подробности. До психологической драмы явно не дотягивают пунктирно намеченные характеры героев. Вероятно, в данном случае зрителей могла бы увлечь умело закрученная интрига. Но действие картины на девять десятых развивается монотонно и вполне предсказуемо.
Спору нет, проблемы в «Карауле» поставлены важные и серьезные: свобода и рабство, диктаторская власть вчерашних «униженных и оскорбленных» и бессилие одиночки. Главный герой — скромный парнишка, терпящий бесчисленные издевательства «стариков», с первых же кадров вызывает сочувствие. Но в том-то и дело, что с первых же кадров становится ясна и основная авторская концепция.
Постгермановская черно-белая стилистика лишена в «Карауле» германовского «подводного течения». И возможно, ощущая это, режиссер время от времени прибегает к вставным эпизодам-«аттракционам», вроде меланхолических объятий молодых лесбиянок в купе СВ, за которыми, затаив дыхание, подсматривают солдаты в вагонное окно...
Пружина действия раскручивается лишь в самом конце, когда главный герой безуспешно пытается убежать от Судьбы. Но фильм уже почти окончен...
Александр Федоров