Наверное, было очень радикально больше тридцати лет назад фактически объявить об эре "пост-попа". Казалось бы, поп-музыка является чем-то бессмертным, " не тонущим", и лишь один советский композитор позволил себе посмотреть дальше: что находится за пределами поп-музыки?
В течение долгого времени была популярна тенденция ставить приставку "пост". Была эра модерна, перешла в постмодернизм. Был панк, стал пост-панк. Был структурализм, стал постструктурализм. Общество стремилось к постиндустриальности. "Пост" означает, что у явления есть признаки предшественника, но существует это после. Как, например, постапокалипсис.
Пластинка, о которой я пишу, заслуживает особого места в коллекциях меломанов. Собственно, а что мы знаем про её автора, Михаила Чекалина? Я утверждаю, что он один из самых великих композиторов современности. Масштаб его работ поражает, разносторонность, полистилистика, свой не похожий на других язык, гигантская работоспособность. Чекалин автор более 60 альбомов, создатель нескольких жанров, пионер электронной музыки и эмбиента в СССР, начавший играть её ещё в 1970-е. Он - самый издаваемый российский электронщик за рубежом, счет иностранных релизов идёт на десятки.
Альбом Post-pop Non-pop второй его официальный диск в дискографии, выпущенный "Мелодией" в 1989-м году. Что мы услышим на нём? Эклектичную подборку композициий, набор шаржей на существующие шаблоны в поп-музыке. Всё сыграно руками, без компьютеров и запрограмированных последовательностей, на ранних цифровых синтезаторах.
Альбом открывается скрипом дверей, переходящим в истошные крики и удары: представление "пост-попа"; звучит энергичная тема, чём-то напоминающая заставки к фильмам тех лет, но всё закручено так, что в палитре звуков есть место и спецэффектам, и крикам. Общее настроение уже показывает слушателю, что перед ним необычный альбом.
Затем идёт " Экзальтированная колыбельная". Почти шлягер. Размеренный ритм, почти регги, с ведущей голосовой синтезаторной мелодией. Можете поспорить, но клип на эту композицию называют первым видеоклипом в СССР. Сказал это не кто нибудь, а Артемий Троицкий (ныне признан Минюстом иноагентом) в программе "Кафе Обломов".
Выделяется на фоне остальных композиций "Абсолютное соло". Начинается с а-ля цыганских скрипок, после идёт тяжёлый ритм с гитарами, почти хэви-метал, с солирующими инструментами. Члены худсовета настолько не поверили солирующим скрипке и саксофону, которые сыграны на синтезаторах, что дали послушать фрагменты знаменитому саксофонисту Владимиру Чекасину. Тот тоже не признал в звуке клавишные инструменты.
На альбоме нашлось место и милитаристскому маршу, и размеренному синти-попу с длинными соло, и коротким электронным фрагментам. Некоторые называют композицию "Эротическую Рыбу Маруани" своей любимой на пластинке, но по мне, это самый обычный трек, отсылающий к французскому коллеге. Ничего вопиющего, никакого агрессивного пародийного юмора. Всё интеллигентно.
Последняя композиция "Пульсация Ночи" относится к раннему периоду творчества композитора, и разительно отличается на фоне остальной музыки. Длинный медитативный трек, сыгранный на электрооргане, с иногда возникающим ритмом сердцебиения, приходящий к кульминации и так же резко пропадающий.
Своим альбомом Чекалин посмотрел гораздо дальше. Я рискну назвать эту пластинку предвестником современной "анти-музыки" в лице vaporwave, nu funk, retrowave, synth wave, Soviet wave и прочих других направлений, который стремятся разрушать клише поп-музыки и деконструируют музыкальную индустрию.
27 мая 2022 года Михаилу Чекалину исполняется 63 года. Один из величайших композиторов современности живёт в Москве. На протяжении почти 45 лет создавал свою отдельную музыкальную вселенную. Это предмет нашей гордости, о котором нельзя забывать.
#музыка #искусство #культура #электроннаямузыка #ссср #синтипоп #эмбиент #михаил чекалин