Найти в Дзене
Киберпоп ТВ

Детская исповедь

  • «У меня двое детей: сыну три года и семь лет дочери. На причастие стараюсь водить детей каждое воскресенье. Если сына и сейчас продолжаю водить, то с дочерью возникли проблемы. Я не знаю, как правильно поступить. Для того, чтобы ей помочь с подготовкой, мы готовимся и идем потом вместе, чтобы не было так волнительно и страшно».

А сами Вы не причащаетесь вместе с ней? То есть Вы ее каждый раз готовите, а себя ― нет?

  • «Для нее особенный страх вызывает исповедь, она не хочет готовиться к причастию из-за этого. У нас батюшка хороший, добрый, но она прямо в ступор впадает или начинает психовать: ʺНе хочу на исповедь!ʺ Мне кажется, что ей стыдно и страшно, хотя она не говорит этого. Просто ʺне хочуʺ, и всё. В прошлый раз она написала всё на бумаге, отдала. Батюшка с ней поговорил, всё прошло хорошо. Сейчас она сама предложила пойти в храм на Вербное. Я сказала, что прекрасно, давай будем готовиться к причастию, а она аж в лице изменилась, говорит: ʺНе хочу, только вербу освятитьʺ. Как мне правильно поступить, чтобы не напирать на нее и не заставлять? Или наоборот надо заставить? Я ей говорю, что ты ходишь в воскресную школу, значит, и на Таинства ходить надо. Но для нее прямо стресс».

Да. Это стресс. Это очень серьезный стресс для детей, это правда. Может быть, со мной некоторые священники не согласятся, я не удивлюсь, но мое мнение таково, что детей нужно с семи лет исповедовать, но не перед каждым причастием. Исповедовались они в семь лет ― хорошо. Потом в восемь лет ― хорошо. Потом, может быть, в восемь с половиной, потом в девять, девять с четвертью... В общем, постепенно увеличивать количество исповедей. Но причастие оставить. Причастие ― это хорошо для детей. Они с Боженькой встречаются, это радостно. А исповедь ― очень серьезная, духовная работа, колоссальный духовный труд и напряжение. Для детей это очень тяжело и болезненно.

Ребенок на первую исповедь пришел, и какая у него исповедь? Вы пишете, что ей очень стыдно и страшно. Ну, может быть, страшно, я не знаю, ведь души у них чистенькие совсем. Вот он говорит: «Я маму не слушал». Но он так скажет, что у Вас в душе все перевернется с ног на голову. Потому что для него это так важно, для этого ребеночка, который маму не слушает и на исповеди об этом у Боженьки просит прощения, что я думаю: «Боже мой, я-то какой грешник по сравнению с ним!» Но если это делать часто, то всё превращается в какую-то формальность. Они потом, как пулемет, выстреливают всё, что положено сказать, и смысл уничтожается. А это плохо.

Поэтому я думаю, что надо детей причащать чаще, а исповедовать реже. И с семи лет приучать их потихонечку к исповеди, но делать это очень постепенно. Если ребенок упирается, не хочет, то не надо заставлять. Может быть, условия совпадут через какое-то время, что будет повод предложить, а ребенок, может быть, согласится. Как-то нужно мягко делать. Не надо заставлять. Не принуждайте, не надо! Детки ― они хорошие. Их Боженька любит и таких, это мы грешники с Вами. Пусть просто причащаются. Надо еще со священником поговорить, который будет их причащать без исповеди, чтобы он тоже был согласен с Вами. Я Вам очень советую не заставлять.

Дорогие друзья! В этой статье использованы вопросы, заданные мне на стримах или по е-mail в то время, когда я еще трудился священником. Темы, затронутые в аналогичных статьях, актуальны и сейчас, что показывает ваш живой отклик, поэтому и публикую.