Я думаю что большинство любителей фехтования моего поколения (по крайней мере, читающие любители) хорошо знают эпиграмму, посвященную выдающемуся советскому фехтовальщику, двадцатикратному чемпиону и заслуженному тренеру СССР Владимиру Вышпольскому: «На любой дорожке скользкой может бой вести Вышпольский». Авторство эпиграммы мне точно не известно. По непроверенным данным ее написал или Петр Ильич Манаенко или Юрий Константинович Мордовин. А известна эпиграмма благодаря тому, что ее, в свое время, опубликовали Давид Абрамович Тышлер в своей книге «Фехтовальные сюжеты». Сам Тышлер, кстати, тоже не избежал эпиграммы, но об этом чуть позже.
Так вот, эпиграмма посвященная Вышпольскому, стала широко известна. Но, мало кто знает, что в мире советского спортивного фехтования, эпиграмм удостаивались и другие выдающиеся мастера клинка. Причем, в отличии от хвалебного панегирика Вышпольскому, большинство прочих виршей носят, скорее, сатирический, если не сказать злобный тон. Вероятно, я бы даже не стал писать эту небольшую статью, если бы добро на ее публикацию мне не дал герой одной из эпиграмм, Евгений Исакович Рафальсон. Он отметил, что появление стихотворных посвящений в мире профессионального спорта само по себе явление из ряда вон выходящее, а объектам таких посвящений стоит гордиться подобным вниманием со стороны коллег, независимо от художественных достоинств и наличия комплементарных оценок.
В общем, с Рафальсона и начнем.
«Мастерство растаяло как сон, давал уроки Рафальсон»
Из-за краткости текста не ясно, кого именно имел в виду автор. Потому что отечественное фехтование знает двух выдающихся Рафальсонов: старшего, Феликса Исааковича и младшего – Евгения Исааковича. Но поскольку основной период активной преподавательской деятельности у братьев совпадал, можно считать, что данное посвящение относится к ним обоим.
«Мастерства остались крохи, брал уроки у Ярохи».
Юрий Семенович Ярошенко - известный ленинградский тренер, долгие годы работавший в школе Олимпийского резерва "Спартак". Среди его учеников мастер спорта и тренер высшей категории, шпажист Андрей Державин.
Фотографию Юрия Семеновича мне найти не удалось.
«Нет ума но много злости у Туманова у Кости».
Константин Павлович Туманов. Мастер спорта, почетный судья по спорту, заслуженный тренер РСФСР. Чемпион СССР по рукопашному бою и по фехтованию на винтовках с эластичным штыком.
Нехитрый литературный анализ недвусмысленно опознает в трех последних посвящениях руку одного автора. И действительно, автор этих эпиграмм известен. Это выдающийся ленинградский спортсмен и тренер Юрий Васильевич Бочарников.
Однако, и это еще не все. Мой научный руководитель Алек Давыдович Мовшович, ознакомившись с этой небольшой коллекцией, прочел мне еще одну эпиграмму, появившуюся задолго до творчества Бочарникова:
«У каждого Абрама своя программа, а у Тышлера Додика своя методика»
Давид Абрамович Тышлер (1927 – 2014), один из величайших теоретиков современного фехтования. Чемпион СССР, многократный призер чемпионатов Мира и Олимпийских игр, заслуженный мастер спорта СССР и заслуженный тренер СССР, профессор. Вместе с Алеком Давыдовичем Мовшовичем стоял у истоков российского артистического фехтования. Автор многочисленных книг, учебников и программ по фехтованию на разных видах оружия.
В заключении могу привести еще несколько эпиграмм, посвященных учителям фехтования. Их авторство мне неизвестно.
«Кто к нам с мечом пришёл?» Не понимает Невский. «С рапирой» – уточняет Андриевский».
Речь, очевидно, идет не о Вадиме Алексеевиче Андриевском, который специализировался на сабле, а о его внуке, замечательном рапиристе Сергее Викторовиче.
«Выполняя кандидата бери уроки у Кандата».
Кирилл Орестович Кандат, заслуженный тренер России, готовит, конечно, не только кандидатов, но и мастеров спорта, в том числе международного класса.
P. S. Не исключаю, что в тех или иных закромах, припасены еще какие-нибудь фехтовальные эпиграммы. Если таковые обнаружиться в коллекциях моих читателей, предлагаю поделиться.
А может, кто-нибудь захочет сам присоединиться к творчеству этого оригинального жанра, и увековечить своего коллегу, учителя или ученика. В общем – широкое поле для творчества открыто!