От чего будет зависеть характер ребенка? Самоактуализирующиеся пророчества - вот, что взрослые делают со своими детьми. Модель предложил М. Снайдер. Это некоторые утверждения родителей, которые, пройдя ряд шагов (этапов) в своем становлении, трансформируются в поведение и особенности психики ребенка. Здесь важна специфическая роль мнений, верований, взглядов и представлений родителей о развитии ребенка. Понимая этот механизм, можно корректировать свое влияние на будущее доверчивых малышей.
То есть мысли (утверждение) родителей о ребенке становится чертой характера самого ребенка!!!!
Если родитель формирует мнение, что его ребенок слаб и беззащитен, ребенок, когда вырастет будет ощущать себя слабым и беззащитным, уповая на помощь извне.
А что думали или думают сейчас ваши родители о вас?
1. Сначала родитель интерпретирует еще неясные характеристики, особенности, свойства ребенка. Здесь начинают зарождаться утверждения, касающиеся ребенка и родители в итоге решают, что их ребенок талантлив или, напротив, отстает в своем развитии.
Когда папа говорит своему ребенку: "Вот молодец, как у тебя хорошо получается" или "Что ты тупишь, у тебя руки из ж.. что ли?", мы очевидно понимаем, какие утверждения, касательно ребенка сформированы у папы в обоих случаях. То, что эти утверждения чаще всего сняты с самого себя - это уже тема другого поста.
2. Родители могут сомневаться в точности, истинности своей интерпретации, а поэтому, для того чтобы избежать ошибки, будут стремиться проверить свои предположения. К сожалению, даже тогда, когда родители искренне пытаются проверить свои ожидания, они скорее всего попытаются найти подтверждение своим взглядам.
Считая, например, что ребенок застенчив (проверяя это утверждение), они ставят его в достаточно сложные социальные ситуации, в которых ребенок вновь и вновь демонстрирует застенчивость, вместо того чтобы предоставить ребенку лишнюю возможность опровергнуть первоначальную интерпретацию.
3. В большинстве случае получая подтверждение своих первоначальных впечатлений, родители чувствуют необходимость вести себя согласно этим впечатлениям. Они заранее ожидают определенные трудности ребенка, прогнозируя их в своей голове, что создает незримое напряжение и в самом ребенке.
4. Действия взрослого требуют от ребенка реагировать соответствующим образом. Демонстрируя ту форму поведения, которую ищет родитель на втором этапе, ребенок обеспечивает некоторое подтверждение гипотезам взрослого. Даже, если ребенок проявляет противоположные качества (позитивные), родитель может не верить или будто не замечать этого, продолжая проверки и, добиваясь ожидаемого результата.
5. Это последний этап в процессе самоактуализации родительских
предположений и пророчеств. Ребенок переводит вновь образованное поведение во внутреннюю самоконцепцию (представление о себе) и затем переносит их в новые ситуации. Оценивая свои возможности, дети в большей степени ориентируются на взгляды родителей, чем на свои собственные достижения.
Обучение сказкотерапии для всех желающих - https://skazka5d.ru/