В одном интервью Стив Хау заметил, что для такой группы, как Deep Purple гитарист уровня Стива Морса – это подарок богов. Но не в одном Морсе дело. Не изменись вся концепция, этот гитарный гений вряд ли привнес бы что-то новое в выдохшийся тяжелый рок, оставшийся глубоко в 70-х. «Артист обязан переодеваться», - как сказано в одно известном художественном фильме. При этом он ничем не обязан публике – он должен переодеваться, меняться в основном для себя – старые джинсы и майки истлевают и музыка становится такой же замшелой, однообразной, превращаясь в сплошные самоповторы. Значительная часть публики зависает на образах, любимых с детства и ругает Джона Леннона за Double Fantasy, Gentle Giant за Civilian, а Genesis за Коллинза. Пусть их, пусть ругают. А артист обязан переодеваться и волен сочинять, играть и петь то и так, как ему хочется. Deep Purple – одни из чемпионов мира по самоповторам – что не отрицает таланта музыкантов, но если брать классический состав, то, на мой взгляд, только в House Of Blue Light были какие-то проблески разнообразия, в остальном же – по проложенным в 1970 году рельсам. Это не плохо, это стабильно и спокойно, но разнообразия, все же, иногда хочется. И с появлением Морса оно пришло – да такое радикальное, что часть фанатов взбунтовалась, а другая – благосклонно приняла, правда, продолжала без конца сравнивать Блэкмора и Морса. А это занятие пустое. Эти музыканты играли и играют совершенно разную музыку и думают совершенно по-разному. И это не значит, что пришел Морс и изменил музыку группы. Нет – это группа изменила музыку и пригласила Морса, который идеально вписался в усложненные, близкие к прогрессивному року песни старой-новой группы. Дух и звук девяностых чувствуется сразу – в нервной Vavoom-Ted the Mechanic c намеком на фанк, дальше - Loosing My Strings – это настоящий хард-рок 70-х – по структуре, подаче, риффам – и даже по звучанию, хотя и естественным образом осовремененному. Голосовая партия в рефрене – совершенно типична для «старого» Deep Purple, узнаваема и снимает все подозрения, что группа будет играть что-то радикально другое. Нет. Группа играет все то же, только по-новому, адекватно возрасту и времени. Если артисты выпадают из времени, они начинает выглядеть комично, как Блэкмор с лютней и в лосинах - а про «новый Deep Purple» этого не скажешь никогда. Soon Forgotten – совершенно арт-роковая пьеса, хотя и шибко разнообразная гармонически, но драматургически не слабее лучших песен ранних Genesis – если перенести музыку этой группы в чистый хард-рок. Собственно, DP и начинали с прогрессива, правда, с прогрессива 60-х, здесь же – уже 90-е. Совершенно сногсшибательная и совершенно не в стиле Deep Purple вещь – Sometimes I Feel Like Screaming. Мне эта песня кажется такой же знаковой для группы, как Child In Time, только музыкально интересней. Конструкция – две части. Одна – голосовая линия Гиллана, которая – при поддержке группы врывается в прозрачную ткань куском из Fireball – и одной- единственной музыкальной фразы, на которой построены все три инструментальные вставки. Эта фраза обыгрывается сначала Лордом на клавишах – в начале, потом – после пения Гиллана – Морсом, совершенно виртуозно, в разных октавах и начиная с разных нот и, в финале – длинным соло уже отчаянно виртуозным. На фоне спаянного звучания группы и потусторонних высоких бэк-вокалов Гиллана – даже не бэков, в общем, а отдельной вокальной партии (вспомним Child In Time – так же высоко и яростно) – общая картина просто гипнотизирует и заставляет раскрыть рот в изумлении. Не говоря уже о том, что музыкальная фраза Морса—Лорда по своей красоте, яркости и глубине не уступает фрипповской Starless. После тяжелого рока Cascades: I’m Not A Lover – песня, словно позаимствованная у Fairport Convention – The Aviator. Rosa’s Cantina начинается почти как новая песня RHCP – если бы не гармошка и глубокий вокал Гиллана, пеняет тональность и начинается блюзовое соло Лорда – узнаем стариков – все в порядке. Готическое вступление к ACastle Full Of Rascals уходит в классические DP – построения – с длинными гитарными риффами, громоподобными аккордами хаммонда, но что-то говорит о том, что музыканты, все-таки, часто слушают фанк. И – здесь прекрасно сошлись бэк-граунды артистов – фьюжн- устремления Морса, отточенные в сольных альбомах и в Dixie Dregs (про Kansas – отдельная история) и блюз пополам с классической музыкой Лорда. Джаз-роковые сольные альбомы Гиллана, поиски Гловера и полуджазовоя, полуроковая манера Пэйса. И получился новый звук Deep Purple. «Крепость», в общем, тоже кренится в сторону арт-рока – по всем статьям, A Touch Away – место, где Kansas встречается с Machine Head, а Hey Cisco – сумасшедший хэви-метал-фьюжн в духе Spectrum Билли Кабэма. Наверное, самая необычная и интересная песня на альбоме после Sometimes… Somebody Stole My Guitar– торжественный дуэт Морса и Лорда, The Purpendicular Waltz – неожиданные вокальные зигзаги Гиллана – вообще, на этом альбоме он превзошел себя в вычурности голосовых линий и мощи связок. Одна из самых интересных, экспериментальных и необычных записей группы, от которой уже пару десятков лет никто ничего кроме традиции не ждал.