Сегодня хотим вспомнить о самых первых, высоких, живописных и необычных маяках в истории человечества. Вообще, возникновение маяков уходит корнями в глубину тысячелетий и связано с зарождением мореплавания.
С развитием морской торговли их стали активно возводить вдоль маршрутов, которыми следовали суда. Сигнальные башни уберегали корабли от опасных мелей, рифов и скал, обеспечивая безопасный вход в гавань.
Самый первый маяк о котором мы знаем – Александрийский (или Фаросский) маяк, единственный из Семи чудес света, имевший практическое предназначение.
Существует легенда, согласно которой на одной из стен маяка была гравировка, прославляющая Птолемея I как автора выдающегося сооружения, к сожалению маяк был разрушен серией землетрясений с X-XIV в.
В 1480 году на его руинах была построена крепость Кайт-бей, названная в честь мамелюкского султана. Эта крепость до сих пор стоит на острове Фарос
Маяки на пути следования кругосветной экспедиции барков "Крузентштерн", "Седов" и фрегата "Паллада"
Маяки Босфора и Дарданелл, Монтевидео и Гибралтара (автор В. Притченко) из самой масштабной кругосветной экспедиции в современной истории парусного флота. Приняли участие в экспедиции и сотрудники Музея Мирового океана. Невероятная красота морской стихии и маяков.
Смена гражданства маяка.
Есть и курьезный случай в маячной истории.
Финский маяк на острове Меркет построен в 1885 году.
При постройке маяка точных карт острова ещё не существовало, и впоследствии оказалось, что маяк находится на территории Швеции.
Несмотря на официальное расположение на шведской земле, финны не отказались от своих морских достижений, и все равно зажгли и укомплектовали свой маяк.
Напряженность разгорелась между двумя странами Северной Европы, и в конечном итоге они приняли взаимно приемлемое решение: перерисовать границы острова в случайную Z-форму. В 1985 году маяк был официально присоединен к финской территории острова на небольшом участке земли. Не удивительно, что это одна из самых необычных границ между странами.
Тем не менее, после всех этих перераспределений земель Финляндия не стала относиться к маяку хоть немного лучше. Маяк заброшен с 1977 года. Он пришел в упадок, и финны пытаются собрать деньги для ухода за ним.
Последний плавучий маяк в мире Маяк "Ирбенский"
В конце XIX века на плавмаяках пробовали ввести керосиновые лампы, но после нескольких взрывов керосин был «списан на сушу». В первой половине ХХ в. для освещения маяков использовались ацетиленовые горелки и электрические лампы.
В Санкт-Петербурге плавмаяки строили многие верфи, в числе которых Ижорская, Путиловская, Семянникова и Полетики, Крейтона, Новая Адмиралтейская, а также верфь при кронштадтском порту. Немало плавмаяков строилось в Финляндии – в Турку, Хельсинки, Выборге, как для финских, так и для российских бассейнов. Внутренними водными путями плавучие маяки доставлялись с Балтики на Чёрное, Азовское и Каспийское моря.
В 1950-е годы растёт объём грузов и тоннаж судов, следующих в Рижский торговый порт через Ирбенский пролив. Навигационное оснащение опасного пролива оказалось недостаточным для безопасного мореплавания, что сказывалось на стоимости фрахта и страхования зарубежных судов, идущих в Ригу. В конце 1950-х правительство СССР заказывает в Финляндии на верфи "Лайватеоллисуус" (Турку) два плавучих маяка – один уходит на Каспий и заменяет плавучий маяк «Астраханский приёмный» ещё дореволюционной постройки, а второй, «Ирбенский», в 1962 году устанавливается в начальной точке Северного фарватера в Ирбенском проливе.
Плавучие маяки проекта №852 стали двумя последними обитаемыми плавучими маяками, построенными в мире. Во время разработки этого проекта эксплуатация плавучих маяков ведущими морскими державами постепенно завершалась, поэтому в «Ирбенский» и «Астраханский» инженеры вложили весь накопленный к тому моменту опыт строительства и эксплуатации светящих судов.
В Калининград маяк "Ирбенский" пришёл в ночь на 30 июня 2017 года и ошвартовался у причала Музея Мирового океана. Десять лет до этого момента он не выходил в открытое море, и были опасения, что уникальное судно пойдёт на металлолом.
"Ирбенский" ошвартовался у музейного причала благодаря друзьям, меценатам и спонсорам, в первую очередь, — Благотворительному фонду "ЛУКОЙЛ", который выделил средства не только на буксировку судна из Кронштадта в Калининград, но и на реставрацию некоторых его помещений.
Совсем скоро он распахнет свои гостеприимные двери для посетителей после ремонта.