Найти тему

8 июня День океанов и день маяков. Музей Мирового океана о последнем сохнившемся плавучем маяке "Ирбенский" и не только

Оглавление

Сегодня хотим вспомнить о самых первых, высоких, живописных и необычных маяках в истории человечества. Вообще, возникновение маяков уходит корнями в глубину тысячелетий и связано с зарождением мореплавания.

С развитием морской торговли их стали активно возводить вдоль маршрутов, которыми следовали суда. Сигнальные башни уберегали корабли от опасных мелей, рифов и скал, обеспечивая безопасный вход в гавань.

Самый первый маяк о котором мы знаем – Александрийский (или Фаросский) маяк, единственный из Семи чудес света, имевший практическое предназначение.

Александрийский маяк
Александрийский маяк

Существует легенда, согласно которой на одной из стен маяка была гравировка, прославляющая Птолемея I как автора выдающегося сооружения, к сожалению маяк был разрушен серией землетрясений с X-XIV в.

В 1480 году на его руинах была построена крепость Кайт-бей, названная в честь мамелюкского султана. Эта крепость до сих пор стоит на острове Фарос

Кайт-Бей наши дня
Кайт-Бей наши дня

Маяки на пути следования кругосветной экспедиции барков "Крузентштерн", "Седов" и фрегата "Паллада"

Маяки Босфора и Дарданелл, Монтевидео и Гибралтара (автор В. Притченко) из самой масштабной кругосветной экспедиции в современной истории парусного флота. Приняли участие в экспедиции и сотрудники Музея Мирового океана. Невероятная красота морской стихии и маяков.

Босфор
Босфор
Дарданеллы
Дарданеллы
Барк "Крузерштерн", барк "Седов" и фрегат "Паллада" переход через южную Атлантику
Барк "Крузерштерн", барк "Седов" и фрегат "Паллада" переход через южную Атлантику
Гибралтар
Гибралтар
Босфор
Босфор
Монтевидео
Монтевидео

Смена гражданства маяка.

Есть и курьезный случай в маячной истории.

Финский маяк на острове Меркет построен в 1885 году.
При постройке маяка точных карт острова ещё не существовало, и впоследствии оказалось, что маяк находится на территории Швеции.

Несмотря на официальное расположение на шведской земле, финны не отказались от своих морских достижений, и все равно зажгли и укомплектовали свой маяк.

Напряженность разгорелась между двумя странами Северной Европы, и в конечном итоге они приняли взаимно приемлемое решение: перерисовать границы острова в случайную Z-форму. В 1985 году маяк был официально присоединен к финской территории острова на небольшом участке земли. Не удивительно, что это одна из самых необычных границ между странами.

Тем не менее, после всех этих перераспределений земель Финляндия не стала относиться к маяку хоть немного лучше. Маяк заброшен с 1977 года. Он пришел в упадок, и финны пытаются собрать деньги для ухода за ним.

-9
Необычная граница между Финляндией и Швеций на о-ве Меркет
Необычная граница между Финляндией и Швеций на о-ве Меркет

Последний плавучий маяк в мире Маяк "Ирбенский"

В конце XIX века на плавмаяках пробовали ввести керосиновые лампы, но после нескольких взрывов керосин был «списан на сушу». В первой половине ХХ в. для освещения маяков использовались ацетиленовые горелки и электрические лампы.

В Санкт-Петербурге плавмаяки строили многие верфи, в числе которых Ижорская, Путиловская, Семянникова и Полетики, Крейтона, Новая Адмиралтейская, а также верфь при кронштадтском порту. Немало плавмаяков строилось в Финляндии – в Турку, Хельсинки, Выборге, как для финских, так и для российских бассейнов. Внутренними водными путями плавучие маяки доставлялись с Балтики на Чёрное, Азовское и Каспийское моря.

-11

В 1950-е годы растёт объём грузов и тоннаж судов, следующих в Рижский торговый порт через Ирбенский пролив. Навигационное оснащение опасного пролива оказалось недостаточным для безопасного мореплавания, что сказывалось на стоимости фрахта и страхования зарубежных судов, идущих в Ригу. В конце 1950-х правительство СССР заказывает в Финляндии на верфи "Лайватеоллисуус" (Турку) два плавучих маяка – один уходит на Каспий и заменяет плавучий маяк «Астраханский приёмный» ещё дореволюционной постройки, а второй, «Ирбенский», в 1962 году устанавливается в начальной точке Северного фарватера в Ирбенском проливе.

-12

Плавучие маяки проекта №852 стали двумя последними обитаемыми плавучими маяками, построенными в мире. Во время разработки этого проекта эксплуатация плавучих маяков ведущими морскими державами постепенно завершалась, поэтому в «Ирбенский» и «Астраханский» инженеры вложили весь накопленный к тому моменту опыт строительства и эксплуатации светящих судов.

Ирбенский в порту Ломоносов. 90ые
Ирбенский в порту Ломоносов. 90ые

В Калининград маяк "Ирбенский" пришёл в ночь на 30 июня 2017 года и ошвартовался у причала Музея Мирового океана. Десять лет до этого момента он не выходил в открытое море, и были опасения, что уникальное судно пойдёт на металлолом.

"Ирбенский" ошвартовался у музейного причала благодаря друзьям, меценатам и спонсорам, в первую очередь, — Благотворительному фонду "ЛУКОЙЛ", который выделил средства не только на буксировку судна из Кронштадта в Калининград, но и на реставрацию некоторых его помещений.

"Ирбенский" на набережной исторического флота Музея Мирового океана Калининград
"Ирбенский" на набережной исторического флота Музея Мирового океана Калининград

Совсем скоро он распахнет свои гостеприимные двери для посетителей после ремонта.