Найти в Дзене
История живописи

Библейская картина Ге, написанная поверх другой

В 1875 году Николай Николаевич Ге покидает Санкт-Петербург, где он написал много замечательных портретов и свою знаменитую историческую картину "Петр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе". И хотя нельзя сказать, что его карьера в столице совсем уж плохо складывается, он решает уехать. Он покупает небольшой хутор в Черниговской губернии, где проведет последующие несколько лет и серьезно переосмыслит свое творчество.

Однако необходимость в деньгах не позволяет ему отказаться от искусства и, как писал сам Ге, "жить сельским трудом" (это сроднит его с Л.Н. Толстым, о котором еще пойдет речь в дальнейшем). Поэтому ему приходится скрепя сердце писать портреты богатых местных помещиков и промышленников. Но вот, в 1880 году, после долгого перерыва, художник все же представляет публике на восьмой выставке Товарищества передвижников свою картину на библейский сюжет "Милосердие".

Фотография картины "Милосердие", написанной Николаем Ге в 1879 году. Второе название картины было "Не Христос ли это?" - девушка подает нищему кружку воды и задается именно этим вопросом.
Фотография картины "Милосердие", написанной Николаем Ге в 1879 году. Второе название картины было "Не Христос ли это?" - девушка подает нищему кружку воды и задается именно этим вопросом.

На художника обрушился шквал критики и издевательств, и он, не выдержав такой реакции, свое полотно уничтожил - по крайней мере, так утверждалось в некоторых искусствоведческих изданиях. Однако, такую точку зрения разделяли не все, к примеру дочь писателя Льва Толстого, с которым дружил Ге, утверждала, что "Милосердие" художник не уничтожал, а поверх него написал другую картину, но вот какую именно - было неясно.

Интересно, что Павлу Третьякову, который видел картину на выставке, она понравилась, но покупать он ее по какой-то причине не стал. А вот другая работа Николая Ге на тему Христа, которую он написал в 1890 году, Третьякову категорически не понравилась и покупать он ее не собирался. Публика в этот раз снова разделилась во мнениях, многим и это полотно не пришлось по душе: как и на первой картине, образ Иисуса был очень смелым для того времени - заросший и усталый человек, стоящий в тени. История с "Милосердием" могла бы повториться, но судьба решила иначе.

«"Что есть истина?" Христос и Пилат», Н.Н. Ге, 1890. Третьяковская галерея, Москва. Эти слова говорит Пилат в ответ на фразу Иисуса "Я на то родился и на то пришел в мир, чтобы свидетельствовать о истине..."
«"Что есть истина?" Христос и Пилат», Н.Н. Ге, 1890. Третьяковская галерея, Москва. Эти слова говорит Пилат в ответ на фразу Иисуса "Я на то родился и на то пришел в мир, чтобы свидетельствовать о истине..."

Дело дошло до того, что за друга и единомышленника пришлось вступиться Льву Толстому, который написал письмо меценату:

Выйдет поразительная вещь: вы посвятили жизнь на собирание предметов искусства — живописи и собрали подряд всё для того, чтобы не пропустить в тысяче ничтожных полотен то, во имя которого стоило собирать все остальные. Вы собрали кучу навоза для того, чтобы не упустить жемчужину. И когда прямо среди навоза лежит очевидная жемчужина, вы забираете всё, только не ее.
Для меня это просто непостижимо. Простите меня, если оскорбил вас, и постарайтесь поправить свою ошибку, если вы видите ее, чтобы не погубить всё свое многолетнее дело. Если же вы думаете, что я ошибаюсь, считая эту картину эпохой в христианском, т.е. в нашем истинном искусстве, то, пожалуйста, объясните мне мою ошибку.

Третьяков прислушался к мнению великого писателя и картину для своей коллекции приобрел. Однако он еще не знал тогда, что, по сути, приобрел две картины по цене одной. Обнаружилось это много лет спустя, при подготовке к юбилейной выставке Николая Ге в 2011 году. Специалисты детально исследовали полотно в микроскоп через трещины-кракелюры и заметили, что под коричнево-бежевым красочным слоем лежит зеленоватый. Картину отправили на рентген, сделали 35 рентгенограмм и соединив их поняли, что перед ними - "Милосердие".

Интересно, что голова Иисуса с нижнего слоя проступает на основной картине в виде тени на стене, это можно заметить даже невооруженным глазом.
Интересно, что голова Иисуса с нижнего слоя проступает на основной картине в виде тени на стене, это можно заметить даже невооруженным глазом.

Более того, специалисты выяснили, что и та картина, что мы видим на холсте сейчас, тоже не сразу пришла на смену "Милосердию". Вероятнее всего, на этом холсте сначала Ге пробовал писать ранний вариант своей картины "Распятие", потому как был найден еще один слой краски, где видна перекладина креста и лица толпы.

Такая вот интересная история приключилась с картинами живописца Николая Ге. Надеюсь, что из этой статьи вы узнали что-то новое для себя. Если понравилось - ставьте лайки и подписывайтесь, а если есть мнение, которым вы хотите поделиться - пишите в комментариях, будет интересно прочитать.