Морена, Мара, Моржана, Смерть — имя одной особы, богини бесплодной болезненной дряхлости, увядания жизни, её неизбежного конца. Она холодна как зима и темна как ночь, она серпом обрезает нити жизни каждого, кто её встретил. Такая у неё работа. Это её чучела сжигают на масленицу, с неё писали Снежную королеву и фею Моргану. Это она насылает морок и марево (туман), морит и морочит, и морщит кожу старикам. Но так ли всё страшно?
Основная идея корня МОР-МЪР-МЬР-МАР — морить (изнурять, выжимать сок), он вовсе не претендует на «прекращение жизни»: сморил сон, уморился, замер в изумлении, отомри, весь обмер, а лишь готовит к нему (мерцать, меркнуть).
У этого корня самые неожиданные производные: морс (выжимка из ягод), море (помните, как ещё пушкинский Балда море морщил?), морж (раньше писалось «морщ»), насморк, смерч, смерчие (можжевельник, кедры), изморось, мороз, морение (травление), мрачный, сумерки и т.д. Эти слова объединены фонетически и семантически, поэтому не надо искать тут заимствования. Мы отдали этот корень миру и ничего не брали взаймы.
К тому же МОР не является самостоятельным в русском языке — это лишь оборотная сторона МИР-МЕР (рядовое чередование: как тереть-тирать-торить или переть-пирать-порить(упор), так и мереть-мирать-морить).
Общее значение МР идёт от соединения двух пракорней: МЯ(ТЬ) (воздействовать материально) на РА(ТЬ) (активное идейное начало). Вот мы и получаем: МЕРА и МИР — формы существования духа в рамках материального мира.
Слово «смирение» писалось раньше и СЪМѢРЕНИѤ, и СЪМИРЕНИѤ. Если миряне меры не знают — перемрут. Это не игра слов, это их тонкие связи. У нас очень мудрый язык, а мы, похоже, не очень...
МЕРА — понятие древнее, тонкое, и важное. Оно же лежит в основе интернационального «метра» и многих других слов («митрополита», например).
И немного о тайнах имени (для постоянных читателей):
«Марья Моревна, прекрасная королевна». Есть такая русская сказка, где Иван-царевич за Марьей бегает, смерти своей ищет (как мы теперь понимаем). Ну, и вообще. Если есть в сказке Машенька, то она непременно в лес пойдёт и заблудится (а на деле получается — сама кого хочешь заблудит и обворожит). Одно слово — обворожительная. А Марина, выходит, это сама Снежная королева и есть.
МИТРА — авестийское божество дружбы, согласия и договора. Изображался с беспристрастным лицом. Не это ли воплощение МИРА и МЕРЫ? Кажется, отсюда и ведут свой «греческий» род все Деметры, Дмитрии и Митрофаны.
Немножко мрачновато получилось. Но если заменять МОР на МИР, то гораздо спокойнее))).