Обучение и забвение – довольно редко обсуждаемые мотивации. Для многих обучение – это нечто, что хочется поскорее забыть и никогда больше не возвращаться к этой проблеме после выпуска из любого учебного заведения.
Однако есть люди и даже целые нации, девизом которых становится «Никогда не переставать учиться» или учиться всю жизнь. Они гораздо дольше сохраняют память, внимание и активность мозга по сравнению с теми, кто к обучению не стремится. Но это так, на заметку.
Обучение
Людям с базовой мотивацией обучения просто скучно жить, если они постоянно не учатся чему-нибудь новому.
Обучение может быть любого рода: чтение, иностранные языки (огромное поле для деятельности), обучение и шлифовка навыков, повышение мастерства и квалификации, ежедневное усвоение новых знаний в рамках профессии и опробирование этих знаний на опыте. Это и обучение «опытным» путем, когда «О! Работает!», а почему работает – это пусть теоретики разбираются. Это обучение новым движениям, балансу, контролю над телом (моторному контролю). Это обучение игре на музыкальных инструментах (огромное поле для деятельности). Это обучение социальным и эмоционально-психическим навыкам – вообще горячая тема.
В общем учиться можно не только скучно и в рамках «программы», но и вполне себе живенько и бодро. Главный мотиватор здесь – «Ага!» эффект. Ага-эффект – это момент, когда под воздействием долгой нагрузки и внимания на одну и ту же тему (обучение), нейроны из разных частей мозга наконец-то соединяются и образуют синапс. Они начинают взаимодействовать («общаться»), а на уровне тела и ощущений это воспринимается как момент озарения, включившейся лампочки 💡 и «АГА!». Для тех, кто когда-нибудь испытывал такое состояние, сравнить его не с чем. Оно очень вкусное, бодрящее и прямо-таки повышающее уровень энергии и энтузиазма.
Как по мне Ага-эффект, это именно то, что заставляет снова и снова учиться и интегрировать в себя что-то, чего там до этого не было. Например, чистить зубы левой рукой (для правшей), стоя на правой ноге. Чем не новый навык. Бесполезный? Да. Но зато дает новые нейронные связи и позволяет по-другому взглянуть на текущие процессы (благодаря этим самым новым нейронным связям).
За обучение, память и внимание в нашем мозге отвечает ацетилхолин. «Ацетилхолиновая система головного мозга напрямую связана синаптической пластичностью — способностью синапса усиливать или снижать выделение нейромедиатора в ответ на увеличение или уменьшение его активности. Синаптическая пластичность – важный процесс для памяти и обучения» [1].
Проще говоря под воздействием обучения наш мозг физически перестраивается, где-то утолщается, где-то истончается, где-то повышает активность, где-то снижает. Все это происходит благодаря нейро- и синаптической пластичности.
Для обучения важен не только интеллект или объем памяти, но и внимание. Именно внимание позволяет нам фокусироваться на чем-то достаточно долго, чтобы это понять и усвоить. Ацетилхолин участвует также в процессах, регулирующих внимание.
Соответственно, если с ацетилхолином и обучением в повседневной жизни плохо, то со временем у человека снижается память, обучение и внимание. А в последствии могут даже развиться заболевания головного мозга по типу дeмeнции. Снижение этих функций и ацетилхолина в головном мозге с возрастом – это часть «нормы». Однако люди, которые до старости сохраняют любопытство и склонны постоянно учиться и меняться, дольше, если не до самой смерти, остаются «в своем уме».
Плюсы обучения как базовой мотивации
🔹 Нейропластичность. Нейропластичность. Нейропластичность.
Обучение меняет наш мозг и формирует дополнительные нейронные связи. А это снижает риск разного рода проблем с «умом» в старости. Поэтому учиться, учиться и еще раз учиться, если не хочется стать кабачком в возрасте за 50.
🔹 Больший интерес к жизни, широкий кругозор и способность увидеть выход там, где другие его не видят. Тупо потому что информации и навыков у вас больше.
🔹 Большая психо-неврологическая стабильность. Кроме прочего ацетилхолин стабилизирует работу мозга. Когда какие-то системы перевозбуждены, он их успокаивает, когда заторможены – активирует. А еще он влияет на работу парасимпатической (успокаивающей) нервной системы.
Но тут есть и оборотная сторона. Люди с внутренними проблемами могут использовать обучение как компенсацию. То есть, например, снижают тревожность постоянным погружением во все новые и новые учебы. Но об этом – в ловушках обучения.
Ловушки обучения как базовой мотивации
◼️ Обучение ради обучения
Люди с внутренними проблемами могут использовать обучение как компенсацию. То есть, например, снижают тревожность постоянным погружением во все новые и новые учебы.
Например, если человек не уверен в своих профессиональных навыках, он будет снова и снова ходить на все новые учебы и получать все новые корочки. Даже когда поймет, что все учебы «примерно про одно», и «мои навыки уже гораздо лучше, чем эти учебы». В этом случае остановить человека от постоянных конских трат на дорогостоящее обучение может работа с тревожностью и чувством небезопасности. Как только человеку становится безопасно жить, потребность в избыточной учебе отпадает.
В этой ситуации в целом ничего плохого нет. Главное поставить себе установочку, что «Любую учебу нужно «отбить»». То есть деньги, вложенные в учебу, должны окупиться в практике. Тогда обучение принимает другой формат. И из только «курсового» и теоретического переходит в практическое. А это уже не просто вдвойне вкусней, но и доходы приносит.
◼️ Забывать лишнюю информацию после обучения, если она не применяется
Простой пример. Экзамены. Для фанатов обучения месяц перед экзаменами – это повод «разгуляться» и с головой погрузиться в учебу. Правда, если учеба вообще к жизни не применима, то такой интенсивный процесс подготовки в дальнейшем обернется тем, что все, что вы выучили, будет бесполезно.
Это не плохо не хорошо. Всегда полезно знать, что делать, если вас укусила гадюка, даже если вы из города ни ногой. Мало ли, друзья ваши любят держать дома ядовитых змей. Вот только объем нашей памяти прокачать гораздо тяжелее, чем у компьютера – дополнительный жесткий диск просто так не подключишь.
Для адекватной жизнедеятельности и адаптации к новым условиям важно не только учиться, но и забывать о том, что вы уже выучили, если это не соответствует новым условиям.
К сожалению, многие замотивированные обучением люди, к этому не способны.
Нан-ин, японский учитель Дзен, живший в эру Мейдзи (1868-1912 гг.), принимал у себя университетского профессора, пришедшего узнать, что такое Дзен. Нан-ин пригласил его к чаю. Он налил гостю чашку доверху и продолжал лить дальше.
Профессор следил за тем, как переполняется чашка, и, наконец, не выдержал: «Она же переполнена. Больше уже не войдет!»
«Так же, как эта чашка, – сказал Нан-ин, – Вы волны Ваших собственных мнений и размышлений. Как же я смогу показать Вам Дзен, если Вы сначала не опустошили Вашу чашку?».
Плоть и кость Дзен
Минусы обучения как базовой мотивации
В целом, минусов у обучения не очень много. Но можно рассмотреть вот что. 👇
Бесполезные навыки, ненужное обучение
– Наш сын начал читать с 2,5 лет, с рождения находится в билингвальной среде, с пяти лет учит китайский, а еще у него курсы терменвокса, графического дизайна и балета.
– Душечка, но такими темпами он в 14 лет захочет выйти в окно.
– Нервный срыв мы ему запланировали на 10 лет, попытку «выпилиться» на 12, а к психотерапевту он уже ходит.
В общем если учиться всему и сразу, и непонятно зачем (читай – с пинка родителей и «приличного» общества), то можно довольно быстро поехать кукухой.
✅ Для обучения важны не только периоды активности, но и периоды отдыха. Так как нейронные связи образуются именно в процессе отдыха и сна. Как мышцы – растут не на тренировки, а во время отдыха между тренировками.
Если постоянно перегружать головушку, то можно в конце концов решить с этой головушкой расстаться. Поэтому для тех, кто мотивирован обучением, планируйте, прям планируйте себе периоды отдыха, бессмысленной физической активности и чтения всякой «сопливой» эмоциональной литературы. Это позволит сбалансировать нейронную активность и уравновесит психику. Ну и покормит вас эндорфинами, о которых ниже.
✅ Еще один совет для тех, кто мотивирован обучением. Делайте медитации на до-мышление, чувствуйте состояния, где мышления нет. Развивайтесь не только в мысленной и философской сфере, но и эмоциональной, чувственной, телесной и интуитивной. Так вы не только сможете получать больше вкусных Ага-эффектов, но и сбалансируете свое существо. Короче жить будет гармоничнее.
Забвение
Забывание – важная функция памяти.
Забвение, утрата памяти, утрата контакта с внешним и внутренним миром. Это странная, но довольно мощная мотивация. Ее довольно тяжело представить в здоровом ключе. На ум лезут маковые поля из Страны Оз, «Mopфий» Булгакова, «Красивый мальчик» (фильм 2018 года) да прочие пакости типа «Нa Иглe» (1996).
Чаще всего люди с мотивацией в виде забывания выстраивают свою жизнь так, чтобы избавиться от нежелательных, болезненных и непереносимых переживаний и опыта. Часто это детские переживания и травмирующий опыт, с которыми они пока так и не смогли справиться.
Почему так? Да потому что больно. И больно так сильно, что человек делает все, чтобы облегчить свое страдание.
Пока точно не ясно, как именно наш мозг избавляется от воспоминаний и ненужной информации. В рамках данного цикла статей я рассмотрю механизм забывания с точки зрения эндорфинов и механической обработки информации.
🔹 За снижение боли в нашем теле отвечают эндорфины. Это эндогенные опиатные пептиды. Действие эндорфинов имитирует мopфий. То есть при выделении эндорфинов у человека снижается чувство боли, забываются какие-то переживания, появляется чувство счастья, удовольствия и эйфории. Эндорфины нормализуют настроение и помогают при легких формах дeпрeccии. При этом употребление oпиaтoв понижает выработку эндорфинов в мозге [2].
Эндорфины обеспечивают ретроградную амнезию – забывание событий, предшествовавших травме, подавляют исследовательскую активность (узнавание и опробывание нового), стимулируют эмоциональное поведение и двигательную активность. Но при этом эндорфины улучшают сохранение условных рефлексов, замедляют их угасание, то есть заметно влияют на обучение и память.
Эндорфины выделяются при усиленных физических тренировках. Они вызывают эйфорию, которая проявляется как «пик бегуна» и тяга к тренировкам. Также они облегчают переносимость боли, в том числе при спортивных травмах, психо-эмоциональных травмах и при родах.
Также эндорфины улучшают процессы заживления, ускоряют регенерацию, способствуют формированию мышления — стимулируют образование ассоциаций, фантазий.
Забвение – это полное погружение в реальность (ту самую), полностью отделенную от тревог.
Эндорфины борются с депрессией, уменьшают стресс и тревогу, повышают самооценку и помогают в борьбе с лишним весом. Именно эндорфины заставляют чувствовать нас на высоте после ceкca, хорошей тренировки или вкусного обеда, а при их недостатке хочется лежать на диване и смотреть в потолок. Импульсивное поведение, хронические головные боли, тревожность, зависимости и проблемы со сном — это одни из немногих признаков недостатка эндорфинов [3].
🔹 Кроме эндорфинов избавиться от лишних воспоминаний помогает повторная обработка этих самых воспоминаний. Причем, чтобы что-то забыть нам требуется гораздо больше усилий и энергии, чем чтобы что-то запомнить [4].
То есть для того, чтобы что-то забыть, действительно забыть, а не вытеснить в бессознательное, нам требуется снова и снова вспоминать, обсуждать, раскручивать, разряжать пережитый травматичный опыт. По этому принципу работают некоторые методы психотерапии (например, гештальт-психотерапия или первичная терапия), которые отмечают важность обработки нежелательных воспоминаний для полного избавления от их негативного влияния.
Чтобы что-то забыть, нужно не подавлять воспоминания, а наоборот – повысить уровень их обработки.
При этом интересно, что легче забывается то, что перестает быть для человека важным. То, что не окрашено эмоциями, что не нужно и не интересно.
Эмоционально окрашенные события, прежде всего отрицательные забываются плохо.
✅ Чем больше мы мусолим что-то, тем менее эмоционально окрашенным оно становится. Правда… мусолить можно всю жизнь, если не использовать более эффективные методы, например, прямой работы с телом, эмоциями, стрессом и аутоагрессией. В частности, доступ к работе с этими состояниями дает кинезиология.
◼️ Проблема начинается там, где пересекаются два механизма – эндорфиновый и механический. Если у человека проблема с эндорфинами, он плохо воображает и фантазирует. У некоторых людей из-за детской травмы может напрочь отсутствовать пространство воображения и фантазии. В результате негативный опыт у них часто выливается в телесные проблемы – происходит соматизация. Об этом отлично написано в книгах «Оператуарная жизнь» – Клод Смаджа и «Добровольные Галерщики» – Жерар Швек.
Такие вот добровольные галерщики, с одной стороны, выглядят как типичные картонные конформисты. Они выбирают жить «как все», просто потому что у них нет другого выбора. Внутренняя жизнь у них может просто отсутствовать. Зато будет стремление к рискованным заплывам через Ла Манш, одиночным заплывам на лодке с веслами через океан, марафонским забегам, триатлону и так далее.
Избыточные, изнуряющие, рискованные для жизни физические нагрузки, с одной стороны, помогают им получить хоть сколько-то эндорфина. А с другой стороны, держат в контакте со смертью, помогая обработать часто смертельно опасный и травматичный детский опыт.
◼️ Есть и те, кто выбирает простой путь. Не вспоминать. А вместо эндорфинов использовать внешние источники oпиатoв и алкоголь. В результате получаем зависимых и саморазрушающихся людей, которые просто не могут жить. Для них зависимость – это способ продлить жизнь, потому что без нее, они умрут гораздо быстрее. Пичаль…. Очень грустно, действительно.
❗️✅ Однако, добиться забвения можно и по-другому. С этим прекрасно справляются методы квантовой психологии, например, по Стефену Волински и Живораду Славинскому. Так, можно разрядить болезненное воспоминание по методу «Крутилки», а затем переписать его на адекватно позитивное.
В своей практике в более серьезных случаях мы с человеком снова и снова возвращаемся к проблемному и травматичному опыту, но делаем это мягко и безопасно. Ориентируемся на то, как нас пускает тело и психика. То есть не лезем сразу в гущу крови и фарша, а постепенно снижаем напряжение с учетом возможностей и ресурсов психики на данный конкретный момент. Для этого в практике я использую мышечный тест и рамки безопасности.
При этом, чем больше мы работаем с тяжелым воспоминанием в мягком и безопасном ключе, тем больше ресурсов у психики появляется. Тем больше она способна переносить. Тем объемнее и живее она становится. И это позволяет все свободнее жить, «удлиннять поводок», который раньше крепко держал нас нос к носу с травмой, так сказать.
👍 При такой работе часто сами собой проходят расстройства пищевого поведения, аутоагрессивные действия, самопвореждения. Люди просто перестают хотеть лезть в опасности, заниматься экстремальными и травмоопасными видами спорта. Уменьшается употребление aлкoгoля и тaбaкa – даже если совсем не пропадает, то становится в разы меньше. Человек начинает лучше чувствовать себя и свое тело, выбирать то, что важно и нужно именно ему. В общем… обретает себя, склеивает свое разбитое сердце и возвращает улетевших кукух в свежеотстроенное гнездо.
Плюсы забвения
Плюсы у забвения как мотивации в том, что оно позволяет нам забыть боль и избавиться от ее источника внутри себя.
Забвение – это косячная мотивация сама по себе, т.к. исходно она появляется у тех, кто уже поломан и травмирован, изувечен и изуродован. Кому просто очень, очень трудно жить. Тем не менее, она дает надежду на выход. А иногда и реальный выход. Если только человек не скатывается в зависимости.
Ловушки забвения
Одна из мощных ловушек забвения – это необходимость в высоких и болезненных нагрузках и самоповреждении, чтобы получить хоть сколько-то эндорфинов. Это компенсаторика.
Если человек не знает, как по-другому улучшить свое состояние, он будет использовать любые способы, которые ему доступны в силу личного развития и физических возможностей, чтобы справиться с болью. Часто это не лучшие и не безопасные способы.
Минусы забвения
Зависимость. Саморазрушение. Саморазрушительные зависимости и способы забвения.
Многие «тяжелые» вещества физически разрушают мозг, а не просто снимают боль. Не чувствовать это не позволяет, зато снижает способность обработать боль и активирует животное поведение. Часто в сторону умиральной ямы, к сожалению.
Помочь тут уже скорее нельзя, т.к. снижается когнитивная сфера, самосознание. Все, что остается… Не знаю. Что остается каждый решает сам. В этом контексте отошлю к тематическому фильму «Красивый мальчик» (2018).
✅ Главное помните. Важно не забыть себя, а забыть ту боль, которая мешает вам быть собой.
Если вам интересно поработать со своими блоками к обучению или крайне необходимо избавиться от травматичного опыта, можете записаться на прием ко мне – контакты в шапке профиля.
Еще почитать по теме
Интерес и счастье как базовые мотивации в жизни: в чем подвох и какова их цена
Победа и близость как базовые мотивации в жизни: в чем подвох и какова их цена
Страх как мотивация или почему нам тяжело избавиться от страха и начать новую жизнь
Страсть как мотивация или почему желания оборачиваются яростью и обидой
Использованная литература
1. https://biomolecula.ru/articles/molekula-zdravogo-uma
2. Г.В. Старшенбаум – «Аддиктология»
3. https://www.ncbi.nlm.nih.gov/books/NBK470306/
4. https://www.jneurosci.org/content/39/18/3551