Патриархи и впоследствии иудейский народ смотрели на родительство как на Божье наследие (Пс. 126:1, 3). Такой взгляд на управление семьей был особенно уместен в случае с Иаковом, которому Бог повторил то же основное обетование, которое перед этим дал Иврааму и Исааку. Яхве повторил Свое обещание земли и затем сказал: «И будет потомство твое, как песок земной, и распространишься к морю, и к востоку, и к северу, и к полудню, и благословятся в тебе и в семени твоем все племена земные» (Быт. 28:14).
Первая половина этого материала содержит очень мало повествования, но в ней развиваются темы, основанные на контрастах и конфликтах, особенно между двумя женами Иакова, Рахилью и Лией. Господь избрал Иакова быть родоначальником двенадцати колен Израиля, но противостояние двух его главных жен вскоре привело к его связи с двумя второстепенными женами, Валлой и Зелфой. Эти четыре женщины, помогавшие создать Иакову большую семью, также стали причиной его многих проблем.
Бог по Своей милости и состраданию благословлял несчастных и нелюбимых, чтобы осуществить Свой замысел создания народа
В Быт. 29:30 рассказчик сообщает, что Иаков «любил Рахиль больше, нежели Лию». Когда «Господь узрел, что Лия была нелюбима», Он дал ей способность зачать, и она родила сына (Быт. 29:31). Лия очень обрадовалась этому рождению и дала ребенку имя Рувим, что буквально означает «Смотри, сын». Так как в древности отцы больше ценили сыновей, нежели дочерей (Пс. 126:4, 5), то она прославила Господа за этого ребенка. Кроме того, она сказала, что Господь «призрел» на ее «бедствие», и теперь муж будет «любить» ее так же, как и Рахиль (Быт. 29:32). Думая так, она ошибалась: этого не произошло. Иисус сказал: «Никто не может служить двум господам» (Мф. 6:24), и это явно справедливо в отношении двух жен. Невозможно любить обеих одинаково и сохранять согласие в семье. Одно это уже является хорошим аргументом против многоженства.
Спустя какое-то время Лия снова зачала и родила второго сына. Это рождение она объяснила тем, что Господь «услышал», что она «нелюбима»; поэтому она назвала мальчика Симеоном (Быт. 29:33), что представляет собой каламбур со словом «слышать», подразумевающим, что она молилась Богу о своем горе. Когда она родила третьего сына, то назвала его именем Левий — производным от еврейского корневого слова, означающего «соединять» (Быт. 29:34). Она физически соединилась с Иаковом, и вместе они произвели троих сыновей; но она жаждала более глубокого соединения сердец, какое она видела между своим мужем и его любимой женой Рахилью.
И в четвертый раз она забеременела, родив Иакову сына, которого назвала «Иуда», от еврейского слова со значением «восхвалять» (Быт. 29:35). В более поздний период израильской истории Бог высоко оценил непоколебимую любовь Лии к своему мужу несмотря на то, что Иаков больше любил Рахиль, нежели ее. Это явствует из того факта, что от Лии произошли два важных колена — через Левия и Иуду. Первое было священническим коленом Левия, к которому принадлежал законодатель Моисей со своим братом Аароном, ставшим отцом левитского священства в Израиле. Вторым было царское колено Иуды, из которого произошел Давид, самый великий царь Израиля, и в конечном итоге — Иисус Христос, «Царь царей» (Отк. 19:16) и Спаситель мира.
Бог по Своей благодати благословлял Свой народ несмотря на их несовершенные человеческие усилия, зависть и суеверия
Хотя Рахиль была любимой женой Иакова, ее неспособность забеременеть и родить возбудила в ней сильную зависть к сестре. В библейском мире бездетность считалось серьезным недостатком. Однако, в отличие от Лии, в тексте нет ни намека на то, чтобы Рахиль когда-либо молилась Богу о своем бесплодии. Она просто выплеснула свое горе на мужа преувеличенным воплем отчаяния. Как будто это была его вина, она потребовала от него: «Дай мне детей, а если не так, я умираю» (Быт. 30:1).
Человеческое искушение обвинять других в собственных недостатках началось с Адама и Евы в Эдемском саду (Быт. 3:1-13) и продолжается по сей день. И сказать по правде, оно остается одной из самых больших проблем человечества. Признание собственного греха или ошибки угрожает нашей гордости и самомнению, и это же можно сказать о любом намеке на то, что мы в какой-то мере можем быть физически неполноценными. Если мыслить рационально, то Рахиль никак не должна была винить Иакова за свою неспособность забеременеть и родить ребенка, поскольку он уже был отцом четверых сыновей от ее сестры.
В отчаянии Рахиль решила обратиться к тому обычаю, к которому в свое время прибегли Сарра с Авраамом (Быт. 16:1-4): она даст Иакову свою служанку Валлу, и родившийся от этого союза ребенок будет по закону считаться ее ребенком (Быт. 30:3). В этом прототипе суррогатного материнства мы снова видим, что в древности Бог позволял Своему народу следовать некоторым обычаям, которые позже были отвергнуты в законе Моисея и Новом Завете.
При рождении двоих сыновей Валлы Рахиль давала им другие имена, нежели те, которыми называла своих сыновей Лия. Если Лия выбирала имена, отражавшие глубокую веру и восхваляющее сердце, то выбор Рахили отражал ее жестокую борьбу и ревность между нею и сестрой. Первого сына Валлы она назвала «Дан» («оправдывать») и сказала: «Бог оправдал меня» (Быт. 30:6; Международное Библейское Общество). Второго сына она назвала именем «Неффалим», которое указывало на то, что она боролась с сестрой «борьбою сильною» и победила (Быт. 30:4-8). Деструктивная ревность и враждебность в этой семье чуть не привели к трагическому концу в истории Иосифа (Быт. 37:2-20).
Через какое-то время Лия дала Иакову свою служанку Зелфу. Таким образом, соперничество двух сестер продолжилось; старшая решила не дать младшей насладиться победой. Первого ребенка Зелфы Лия назвала «Гад», выразив ту мысль, что через его рождение ее посетила удача (Быт. 30:9-11). Для второго ребенка своей служанки Лия выбрала имя «Асир», что значит «счастливый», сказав, что женщины будут называть ее «блаженная» (Быт. 30:12, 13).
Позже Лия «купила» своего мужа на ночь, в результате чего забеременела и родила пятого сына. Для этого ребенка она выбрала имя «Иссахар», в котором отражено, что она была вынуждена «купить» своего мужа для супружеских отношений (Быт. 30:16-18). Через некоторое время Лия родила шестого и последнего сына, которого назвала «Завулон», потому что считала его Божьим даром. После стольких лет она все еще надеялась, что муж полюбит ее за то, что она подарила ему шестерых сыновей (Быт. 30:19, 20). И наконец, Лия родила последнего ребенка, дочь. Она назвала ее «Дина», ибо верила, что Бог оправдал ее (Быт. 30:21).
И вот мы читаем, что «вспомнил Бог о Рахили, и услышал ее Бог». Он «отверз утробу ее», дав ей способность зачать и родить сына (Быт. 30:22). Родив, наконец, собственного ребенка, она сказала, что Бог ответил на ее молитвы и «снял… позор [ее]». Сына она назвала Иосифом, попросив Бога дать ей «другого сына» (Быт. 30:23, 24).
«Вспомнил Бог» — это теологическая концепция, подразумевающая активные заветные отношения между Богом и объектом Его памяти. Когда Бог вспомнил ходатайство Авраама за Содом и Гоморру, Он «выслал Лота из среды истребления» городов в Иорданской долине (Быт. 19:29). Через несколько сотен лет, когда израильтяне были в египетском рабстве, изнемогая под кнутом своих надзирателей, текст говорит, что «услышал Бог» их вопли об избавлении и «вспомнил… завет Свой с Авраамом, Исааком и Иаковом» (Исх. 2:24). Он решительно взялся за дело избавления их через Моисея. Через много веков после Исхода израильтяне утратили свою родную землю и рассеялись среди народов в ассирийском и вавилонском плену. Их единственная надежда основывалась на верной памяти Яхве, который будет действовать в их интересах (Неем. 1:8, 9; Ис. 49:15, 16). Во всей Библии «Бог вспомнил» было в центре доброй вести о спасении. Неизменная Господня любовь и заветные обетования Аврааму окончательно исполнились через Иисуса Христа (Лк. 1:67-79; Гал. 3:6-8, 16-18, 26-29).
Бог по Своей благодати дал Своему народу способ войти в Ханаан и получить Его благословения несмотря на оппозицию, обман и глупые интриги
Как только Рахиль родила Иосифа, Иаков был готов вернуться в Ханаан вместе с семьей. Бог обещал эту землю в качестве места его истинного наследия. Лаван обманом заставил его отслужить ему четырнадцать лет за двух жен, после чего он попросил тестя отпустить его с женами и детьми в «свою землю» (Быт. 30:25, 26). Лаван, понятно, не хотел лишаться службы своего зятя, понимая, что Бог щедро благословил его за Иакова. Поэтому он попросил племянника назвать вознаграждение за работу, однако Иаков не хотел денег, которые можно потратить. Вместо денег он попросил дать ему животных — овец и коз, — чтобы обеспечить нужды семьи на длинном пути в Ханаан и построить новый дом, как только они придут на место (Быт. 30:27-30).
У Бога был план, как благословить и умножить потомков Иакова, наследников обещания, которое Он дал Аврааму (Быт. 12:1-3; 28:13-15). Он вмешался в жизнь Иакова и не допустил, чтобы что-то встало на пути успешного осуществления Его замыслов.
#иаков #история израиля #ветхий завет #толкование ветхого завета