Найти тему
Скальды чешут скальпы

Нам чича “строить и жить помогает”, а так же, что есть чокло, картофель и морские свинки для Обыкновенного инки

Продолжение, начало здесь.

Кто не знаком с правилом, точнее с почти законом, гласящим: "с утра выпил - весь день свободен". Скрижаль сия, если и не нерушима, то очень желанна. Во всяком случае, она представляется нам почти естественным, ну хотя бы разумным, поведением, в сложившейся, раз уж так вышло, ситуации.

Однако, порой, еще находятся, кое где, те, кто считает иначе. Не станем осуждать сих резонеров, ибо сколько людей, столько мнений. Попытаемся хоть в этой, пусть и либеральной, ценности найти, всех уравнивающий консенсус, столь необходимый, вечно терзаемому разными взглядами, человечеству.

Ни перед чем, так не благоговели инки, как перед Солнцем. Ему посвящали все лучшее. В том числе и аку или чичу, тут уж, как хотите.
Ни перед чем, так не благоговели инки, как перед Солнцем. Ему посвящали все лучшее. В том числе и аку или чичу, тут уж, как хотите.

Вот народы, говорившие преимущественно на кечуа, коих мы, по наименованию должности их верховного руководителя, называем инками, к подобному согласию приходили ежедневно. Во всяком случае, в вопросе разности подхода к пониманию того, что нужно делать после “с утра выпил”, точно.

К примеру, что делал после утреннего “орошения” Верховный, мы не знаем - “молчит наука”, а вот инка обычный, то есть пурик или, как неправильно, но проще, индеец, нам известно достоверно - он шел на работу.

Понимать надо, день начинался с рассвета, точнее день рабочий, а вставал крестьянин еще до этого. Тут завтрак нужен, а из всей еды лишь то, что осталось с ужина, ну там каша какая из киноа или маисовая лепешка, что реже, да ака, более известная под ацтекским названием чича, то есть слабоалкогольный напиток - пиво, почти.

Инки изготавливали его путем брожения кукурузы, киноа и кислицы - дальнего родственника картофеля. Процесс ферментированния, вызывали путем добавления слюны. Ну, то есть плевали они на эти продукты. Их, сначала пережевывали, а затем плевали и ждали результата. Результат был, вот им они и завтракали. Сколько, сказать сложно. Тут важен опыт, возраст, здоровье и градус ответственности перед лицом общественно важного труда.

Там была чича.
Там была чича.

Пурик, как правило, вне зависимости от того жил ли он в городе или на селе, в нашем понимании, занимался крестьянским трудом, за довольно небольшим исключением. До возникновения пролетариата, общественным отношениям было еще развиваться и развиваться. Да, ремесленный цех рос, но очень постепенно. Вся структура общества была, так или иначе, основана на задачах осваивания и обработки земли.

Потому, после чичи, Обыкновенный инка шел на одно из общественных полей, где трудился в составе своей десятки, примерно до девяти или десяти часов, по-нашему, утра. Затем, был или очень ранний обед, или довольно сытный завтрак, после которого, к мужчинам, иногда, в зависимости от времени года и, соответственно вида работ, присоединялись жены - наставало время обработки своих наделов. Вообще, частное и общественное гармонично сочеталось в обществе государства Туантинсуйу, а именно так называлась, на языке кечуа, империя инков.

Довольно многое из странного, на наш взгляд, было вполне естественным в этом потерянном в веках обществе. Древних перуанцев совершенно не напрягал, тем более не возмущал тяжелый и непрерывный труд, а они работали без особо выделенных выходных и праздничных дней.

Вся жизнь, вся их деятельность - труд и отдых носили ритуальный характер. Разделения на работу, празднование и культ в обществе инков не было, а потому весь жизненный процесс носил завершенный и гармоничный характер.

Если можно так сказать, а специалисты по этому народу так и утверждают, работа и отдых, не имевшие ритуального назначения, так же не несли никакого смысла, равно как и культ без труда и праздников не существовал.

А потому, не существовало споров по поводу послеобеденного отдыха - дела святого в любом обществе, а если это не так, то необходимо задуматься, а та ли это общественная формация, ради которой стоит жить и трудиться. Не отвечайте, не надо, ибо ответ на поверхности. Пурики отдыхали, но не долго. Их ждал труд, тяжелый труд, значит и экзистенциальная гармония, во всяком случае, по мнению инков.

С тем же чувством гармонии, с каким они выстроили свое общество и продумали отношения внутри него, они продумали процесс ежедневного питания. А в этом деле, значение кухни переоценить возможно, но очень трудно.

В центре каждого жилища, располагался довольно низкий, примерно в ладонь высотой, очаг, который накрывался плитой с двумя или тремя отверстиями для глиняных горшков. Неказистая, на первый взгляд, конструкция позволяла, при наименьшем расходе топлива, каждодневно готовить пищу на всю семью. Сильной и глубокой термической обработки продуктов, инки не допускали. Испанские наблюдатели считали, что у индейцев должны быть очень крепкие желудки, так как они переваривали, “грубую и почти сырую пищу”.

Вот чего не скажешь по поводу меню Сапы Инки и вельможной элиты, так это этого. Знати еду подавали на золотой и серебряной посуде, которая имитировала простую глиняную, используемую Обычным инкой, в том числе. То же правило, распространялось и на металлические кубки, которые назывались керо, и очень искусно изготавливались из дерева и керамики для пуриков.

Вообще, кухонную утварь делали в основном из глины. Горшки - основная посуда при приготовлении пищи, имели крышку и устанавливались либо над очагом, либо на треноги, но уже над открытым огнем. Кроме того, в помощь женщинам - кулинарам были приданы деревянные черпаки и костяные вертела.

Керамический кувшин инков.
Керамический кувшин инков.

От своих предков, народы, говорившие на кечуа и подчинявшиеся Верховным инкам, в отличие от ацтеков и майя, унаследовали технологии обработки не только золота и серебра, но и бронзы, а потому, в обиходе, практически каждого пурика и его дамы, были не только обсидиановые ножи, но и серповидные бронзовые, которые называли туми.

Несмотря на наличие бронзы, жаренного от инков, не жди. Не ведали они такого способа обработки продуктов. Ни тебе жира перекаленного, ни канцерогенов недобрых. Запекали, да варили не из идейных соображений, не из-за стремления к “здоровому образу жизни”, отнюдь. Причиной всему была, соответствующая посуда, точнее ее отсутствие. Не догадались они из, почти драгоценной, бронзы, сковородки делать. Применение в кулинарии раскаленных камней, также осталось тайной, для древних перуанцев. Зато они совершили ряд других открытий, поразивших все человечество и ставших буквально манной небесной, на берегах озера Тити-кака.

Вот кукуруза - царица не только перуанских полей. Ее с перцем чили, по вкусу, и травами, местными, в горшочке на углях, да до готовности и подать немедля, назвав варево сие Моте.

Инки активно использовали то, что севернее называлось пимикан, то есть вяленое мясо. Которое употребляли в пищу либо в сушеном виде, либо в разваренном. Так, из мяса ламы, которое называли чарки, готовили суп или, добавив картофель, заметьте, быстрого приготовления, то есть в виде порошка, тушили рагу.

Чунью - сублимированный картофель, приготовляли путем перетирания клубней в массу, которую затем, поочередно и многократно вымораживали по ночам и сушили на солнце днем. Таким образом, резкие перепады температур в горах использовались инками в целях, ну если не чревоугодия, то питательного насыщения, точно.

С кинотеатрами, в древнеперуанском обществе, были проблемы. Точнее их не было, ни кинотеатров, ни проблем, а вот что было, так это воздушная кукуруза, но доступна она была лишь элите, коим было только чиновничество. Видимо, некие специальные распределители все же существовали, еще до изобретения их в Советском Союзе. Напрашивается вывод: номенклатурное снабжение - постоянный спутник социалистического строя, равно как и полное отсутствие олигархии.

Кукуруза, которую древние перуанцы называли чокло, господствовала на столах домов от пурика до Сапа Инки, то есть Верховного. Из нее делали муку, а затем в углях выпекали лепешки.

Однако процесс обработки зерна был довольно сложным, его перетирали между двумя речными камнями серповидной формы, обладавшими нужной абразивностью, либо толкли каменным же пестиком в углублении другого камня или чаши, того же материала. Так готовили весьма распространенное блюдо хумита, то есть растирали пестиком чокло до состояния пасты и заворачивали в кукурузную шелуху.

Хумиту конечно любили, но по-настоящему уважали, все же супы. Которые были основой питания, и не только среди простолюдинов. Чокло, картофель, разновидности фасоли, киноа, тыква, различные бананы и множество других корнеплодов, все это шло на приготовление многочисленных похлебок.

Разведение лам, было отраслью сельского хозяйства инков.
Разведение лам, было отраслью сельского хозяйства инков.

Вторым по значимости продуктом, было мясо. Его не хватало, что характерно для социалистического общества, но определенное разнообразие все же присутствовало. Здесь было все и лама, которая по вкусу, как говорят, напоминает баранину, и альпака, и ее предок викунья. По ряду причин, в том числе и иного, более важного использования этих животных, не всегда же таскать тяжести на себе, их заготавливали впрок, то есть вялили с перцем и без, с солью и нет. В процессе высушивания расплющивали до состояния тонких пластин, а иногда, растирали каменными жерновами, чтобы затем, полученный порошок, приготовить вместе с чунью и зеленью в виде похлебки - локро.

Наибольшим успехом, заслуженно, пользовались морские свинки, на кечуа - куи. Местные дамы, дети и вообще все не заходились в мимимишном восторге, при виде сих питомцев, нет. На них смотрели с тем вожделением, что наступает либо от голода, либо от больших успехов высокого поварского мастерства, либо и от того, и другого, что, собственно, и присутствовало в перуанском обществе в доиспанскую эпоху, да в общем, существует и по сей день.

Морские свинки и сегодня представляют собой основу мясного рациона Перу.
Морские свинки и сегодня представляют собой основу мясного рациона Перу.

Известно, что инки одомашнили уток, но насколько активно их использовали на столе, сказать сложно, а вот рыбу, особенно речную и озерную употребляли очень активно. Запекали, обернув банановыми листьями в углях, варили в супах, вялили впрок. Интересно, делали ли они тараньку, или нет? Пиво было, почему нет? Известен факт, что была учреждена особая должность - скороход, доставляющий Верховному инке наиболее свежую рыбу, про вяленую, ни слова.

Для снабжения стола, не только монаршего, не только чиновных элит, но и потребностей народа, была централизованно налажена общественная охота, которую возглавляли профессионалы. В числе съедобных диких животных были два вида оленей, лойко и тарока, дикий безгорбый верблюд, гуанако, грызун вискача, кролики, куропатки, водоплавающая дичь и мелкие пернатые.

У народов, говоривших на кечуа, по принципиальным вопросам еды, порой возникали довольно серьезные споры с соседями, а именно по проблематике мяса. Народ Уанка был бурно презираем из-за того, что они употребляли в пищу собак, уважаемых инками, а уж с, немногочисленными, но все же существовавшими, этносами, практиковавшими каннибализм, так просто воевали.

Всякий приличный, хоть и обыкновенный инка, ел дважды в день, утром и за час или два до заката. В мебели они особого смысла не видели, а потому, вся семья собиралась на ужин, рассаживаясь на уютно утоптанный пятачок земли, как правило перед домом. Элита общества отличалась от своего народ лишь тем, что садилась на разостланную на той же земле ткань.

Люди, для удобства или для дополнительного ощущения родства и уюта, садились спина к спине. Женщины подавали необходимую еду и разливали супы или похлебки по мискам из ольяс - керамических горшков, в которых готовили еду. Поскольку день начался с того, что Человек труда “с утра выпил”, то разумно было бы и закончить его чашей, другой чичи, что, собственно, и происходило. Сразу после супа, согласитесь, все логично.

Особым распоряжением Пачакути - девятого, по счету, Сапа Инки, все подданные должны были есть вне дома. По праздникам все, без исключения, члены ацлью, города или деревни, собирались во дворе дома местного кураки - председателя колхоза или райсовета уж, как хотите. Он восседал во главе, импровизированного стола, виртуально расположенного прямо на земле, на особого рода низкой скамейке - духо, которая была, своеобразным символом его власти.

Погулять, инки любили. Пиры проходили большую часть дня и нередко продолжались несколько суток. Напиться до состояния “дров” не считалось зазорным. “Дошедших до кондиции”, если праздник еще не был закончен, домой не уносили. После очуствования, они продолжали общественное веселие.

Социальному единению в древнеперуанском обществе придавали огромное значение. Весь стол собирали в складчину, а алкогольные напитки приносили каждый для себя, но кураки должны были выставить и общественную чичу.

Существовал еще один очень крепкий напиток – винупа. Его готовили из маиса, который замачивали, пока он не прорастал, поджаривали, а затем измельчали и варили. Затем процеживали и оставляли бродить. Однако этот напиток был запрещен для общего употребления и, подобно коке, использовался как средство общения с духами и богами, а сие не каждому позволено, извините, но в любом обществе.

Инки - народ высокого социального единения. Труд на всеобщее благо - уже сам по себе есть вознаграждение.
Инки - народ высокого социального единения. Труд на всеобщее благо - уже сам по себе есть вознаграждение.

Уж если труд и отдых, еда и напитки носили характер как социальный, так и ритуальный, то конечно же любое общественно значимое мероприятие не могло быть исключением, а уж застолье, так и подавно не должно быть пущено на самотек. По крупным праздникам соблюдалась особая рассадка за, хоть и импровизированным, но столь приземленным столом.

Все мужчины рассаживались по обеим сторонам сбоку от руководителя общественной ячейки, соответствующего ранга, вдоль стола. Друг напротив друга, располагались руководители и подчиненные, простые обычные инки и те, чей достаток был выше среднего. И каждый сидящий, передавал чашу с чичей своему визави в знак единения, мира и самых наилучших пожеланий.

Таким образом, экзистенциально, метафизически, трансцендентально и идеологически, то есть по-любому чича, инкам, строить и жить не только помогала, но и цементировала социальную структуру общества, уравнивая как утро, так вечер, как работу, так и праздник. А кроме того, еще и приводя всех за столом, к единству и состоянию всеобщего панибратства.

Продолжение следует.

-7