Отчет воспитательной работы в 1А классе за первое полугодие.
Начало школьной жизни – серьезное испытание для большинства детей, приходящих в первый класс, связанное с резким изменением всего образа жизни. У ребенка формируется новый вид деятельности – учебная деятельность.
Адаптация происходит не сразу. Не день, не неделя требуются для того, чтобы освоиться в школе по-настоящему. Это довольно длительный процесс. Обычно адаптационный период составляет от 1,5 до 2 месяцев. Но некоторые дети проходят этот сложный период дольше – 3-4 месяца, а то и весь учебный год.
Значение этого периода вхождения в непривычную для детей жизненную ситуацию проявляется в том, что от благополучности его протекания зависит не только успешность овладения учебной деятельностью, но и комфортность пребывания в школе, здоровье ребенка, его отношение к школе и учению. Воспитательная работа имеет огромное значение в усвоении требования учебного процесса.
Дети, поступившие в 1а класс, имеют ограниченный словарный запас, слаборазвитую мелкую моторику, неадекватные эмоции и т.д.
В 1а классе 8 обучающихся. Из них – 6 мальчиков и 2 девочки. 7 из них являются инвалидами: Дикалов Кирилл, Лишафа Ева, Моисеев Арсений, Насрутдинов Раян, Нуртдинов Арслан, Урабаева Аиша, Фролов Захар. Двое детей с выраженным нарушением поведения (аффективно-возбудимый тип)– это Фролов Захар и Нуртдинов Арслан.
В неполных семьях воспитываются: Урабаева Аиша.
В малообеспеченных семьях воспитываются: Урабаева Аиша.
Все дети нуждаются в постоянном контроле. Через беседы (со всем классом и индивидуально) и беседы с родителями после уроков и на родительском собрании им прививаются навыки взаимопонимания, сочувствия, сопереживания, толерантности, доброжелательности.
Дети все разные. Различны их способности, возможности и личностные качества.
Адаптация закончилась в основном у тех детей, которые посещали дошкольные учреждения и преддошкольную подготовку. Это Дикалов Кирилл, Лишафа Ева, Моисеев Арсений, Урабаева Аиша, Юсупов Фарид. Эти дети понимают, что от них требует учитель, они дисциплинированы, соблюдают правила поведения как на уроках, так и на переменах, положительно реагируют на замечания и стараются их исправить.
И, конечно, остались дети, у которых адаптация проходит очень медленно. Это Насрутдинов Раян, Нуртдинов Арслан и Фролов Захар. Со слов мамы Раяна – последние два года перед школой мальчик не ходил в садик, поэтому ему трудно понять нормы поведения на уроке (Раян постоянно кричит, свистит, спускается под парту, ложится на пол – в общем, повторяет все элементы плохого поведения, которые увидит от одноклассников). Нуртдинов Арслан на уроках невнимателен, задания приходится повторять многократно, но ответа так и не получаю, так как мальчик постоянно сидит, глядя по сторонам или уставившись в одну точку за окном, напевая при этом песни или разговаривая сам с собой; часто ложится головой на учебник, закрыв уши и напевая песни, чем тоже портит дисциплину на уроке. Арслан может резко вскочить с места и вырываться из кабинета с криками: “Я хочу домой”, “Помогите”, “Спасите”. При походе в столовую и обратно часто вырывается из строя и убегает (приходится его догонять и возвращать). Погоню он воспринимает за игру в догонялки, поэтому смеётся и убегает дальше, не слыша того, что его зовут. Фролову Захару трудно высидеть положенное время на уроке, он часто отвлекается. Ему трудно понять нормы поведения на уроке, на перемене, в столовой. Он обижает одноклассников и других ребят, потом просит прощения за свои провинности и тут же забывает об этом. Учебная деятельность у детей развита слабо, низкий словарный запас, они быстро утомляются на уроке, поэтому Нуртдинов Арслан и Фролов Захар во второй половине первой четверти сидели только на первых трёх уроках.
Воспитательная работа в 1А классе в первом полугодии была построена согласно общешкольному плану работы. Планирование осуществлялось по следующим направлениям:
- духовно-нравственное воспитание;
- общекультурное;
- социальное;
- спортивно-оздоровительное.
Основными формами работы стали классные часы, праздники, экскурсии, викторины, конкурсы, соревнования, беседы. В классных делах принимали участие все обучающиеся.
В течение первого полугодия были проведены следующие классные часы:
- сентябрь: классный час «День солидарности в борьбе с терроризмом», «Энергосбережение для всех и каждого»; беседа по безопасности жизнедеятельности «Безопасная дорога от дома до школы»; викторина «Чей листок?»; экскурсия «Здравствуй осень!»;
- октябрь: беседа «Душою молоды всегда!», «Будь природе другом»; классный час «Чистые руки – залог здоровья», «Цена ломтика хлеба», «Путешествие в страну «Здоровье», «Правила поведения во время осенних каникул»; экскурсия «Золотая осень»;
- ноябрь: классный час «Путешествие в страну поЗНАЙка»; беседа «Личная гигиена» «Болезни грязных рук», «Пусть всегда будет мама!», поздравление осенних именинников;
- декабрь: беседа «Добрые слова, добрые дела», «Правильно веди себя во время зимних каникул (дома, на улице, в транспорте)»; классный час «Путешествие в страну «Здоровье», «Здравствуй, Зимушка-зима!».
Принимали активное участие в общешкольных мероприятиях:
- День знаний: «Здравствуй, планета Школа» – торжественная линейка для обучающихся;
- «Основы безопасности жизнедеятельности!» (профилактика дорожно-транспортных нарушений, детского травматизма и противопожарной безопасности);
- организация и проведение практических занятий, тренировок по отработке практических навыков в ЧС «Безопасность при пожаре»;
- выставка детских рисунков, поделок «По осенним мотивам»;
- «Наши школьные принадлежности и учебники» (рейд);
- «Школьная форма» (рейд);
- «Уроки доброты» декада инвалидов;
- конкурс подарков и поздравлений «Руками сотворим мы чудо»;
- «Новогодний серпантин» конкурс рисунков, стенгазет и поздравлений;
- «Новогодний хоровод» новогодний праздник.
Семья – основа будущего благополучия человека, уверенности в завтрашнем дне. Ребенок должен расти и развиваться в атмосфере любви и поддержке, свободной от любых форм насилия. Поэтому семья должна выступать как партнер. Для этого я стараюсь приобщать родителей к педагогическому процессу, знакомлю их с результатами учебно-воспитательного процесса, поддерживаю связь с родителями. Провожу индивидуальные беседы с родителями обучающихся.
Были проведены родительские собрания:
- «Профилактика детского травматизма. Информационная безопасность»;
- «В семье ребенок-первоклассник. Что меняется?». Подведение итогов 1 четверти;
- «Занятость в свободное время. Досуг детей и подростков». Итоги 2 четверти.
Все мероприятия, проведённые для обучающихся, способствовали сплочению коллектива, раскрытию индивидуальных и творческих способностей обучающихся, формированию эстетического вкуса, воспитанию навыков культуры общения.
Обучающиеся были активны на протяжении всего времени. Радует то, что установлен хороший контакт с родителями обучающихся. В течение полугодия они были постоянными помощниками во всех делах классного коллектива.
По результатам первого полугодия можно сделать вывод, что общий психологический фон в классе благоприятен. Ребята дружелюбны и уважительно относятся друг к другу, но не все (есть те, которые могут нанести физические увечья в самый неожиданный момент). Мне, как учителю, предстоит ещё большая работа в оказании педагогической помощи детям, у которых адаптация ещё не закончилась. Для этой цели я, несомненно, привлекаю руководство школы и родителей данных обучающихся.
По остальным обучающимся можно сказать, что период адаптации у них проходит достаточно успешно. Дети спокойно, уверенно себя чувствуют, быстро привыкли к коллективу, ближе узнали своих одноклассников, приобрели друзей.
Все обучающиеся стараются усвоить требования учебного и воспитательного процесса и овладеть программным материалом, каждый в силу своих возможностей.
План работы первого полугодия реализован, поставленные воспитательные задачи положительно выполнены.
Классный руководитель ..................