Самое знаменитое плаванье современности, о котором написано множество книг и снято с десяток кинокартин, продлилось всего четыре с половиной дня. У штурвала сверхсовременного пассажирского лайнера тогда стоял капитан Эдвард Джон Смит.
В далеком теперь уже 1912 году «Титанику» не было равных ни по размерам, ни по роскоши кают и салонов. Цена апартаментов класса «Люкс» доходила до 8 000 фунтов – это почти 50 000 сегодняшних долларов.
Но зарабатывать на одних лишь путешественниках-миллионерах организатор круизов, компания «White star», не могла, поэтому судно готово было принять на борт почти 300 пассажиров «третьего класса»: билеты в каюты «попроще» стоили всего по несколько фунтов!
В результате подобного аттракциона неслыханной щедрости, на борту «Титаника» оказалось 1316 пассажиров и 891 член экипажа.
Лишь только исполинских размеров пароход вышел в Атлантику, он тут же получил несколько предупреждений об айсбергах по курсу своего следования. Последнее, за 40 минут до катастрофы, радист оборвал, не дослушав координаты. Видимо, были какие-то дела поважнее… ведь доход компании приносила, кроме прочего, еще и передача телеграмм от богатых пассажиров на берег.
14 апреля в 23.40 впередсмотрящий заметил прямо по курсу ледяную гору. 450 метров до айсберга идущий полным ходом «Титаник» пролетел за 39 секунд, и уклониться не удалось… Глыба в буквальном смысле пропорола правый борт корабля.
Первые сообщения о трагедии появились в русской прессе 16 апреля 1912 года. Это была маленькая заметка в «Петербургских ведомостях»: «Лондон. Потерпел крушение «Титаник» - судно, которое считалось непотопляемым. Все пассажиры спасены пароходом «Вирджиния».
Увы, русская пресса не единственная пребывала в счастливом неведении. Только на следующий день весь мир узнал об истинных масштабах катастрофы. Петербургские газеты в частности очень много писали о «Титанике», проклиная роскошь и подчеркивая недостатки британских судов.
А 19 апреля министр торговли и промышленности Сергей Тимашев направил своему английскому коллеге телеграмму с соболезнованиями.
22 апреля в Технологическом институте корабельный инженер Татаринов прочитал доклад о причинах гибели «Титаника». Через 6 дней в Адмиралтейском соборе в присутствии послов Англии и США, а также морского министра России адмирала Григоровича, была отслужена заупокойная панихида по погибшим в море людям.
За два дня до этого, 20 апреля, в «Ведомостях» вышла статья о потомственном дворянине, офицере в отставке, Михаиле Жадовском. Сообщалось, что на «Титанике» он служил главным кассиром. За подвиги во время Русско-турецкой войны капитан Жадовский был награжден двумя орденами Святой Анны третьей и четвертой степени.
Но героическое прошлое не спасло его от финансовых проблем, и Жадовский был вынужден браться практически за любую работу. В 1911 году в Париже он познакомился с Джозефом Брюсом Исмейем, директором-распорядителем компании «White star», который и порекомендовал Жадовского на место главного кассира «Титаника»».
Во время гибели судна у него было зарезервировано место в спасательной шлюпке, ведь Жадовский отвечал за кассу и всю важную документацию. Но он поступил как настоящий джентльмен – передал ценности и бумаги боцману со словами: «Я останусь вместе с капитаном. Мне уже 68 лет, и жить все равно осталось немного. А деньги вы доставите».
А после бросился помогать усаживать в шлюпки женщин и детей. Свое место в лодке он отдал французской пассажирке «третьего класса» и в последний момент сунул ей в руку бумажку с петербургским адресом.
После гибели парохода, один из сыновей Жадовского неожиданно получил из Франции письмо от некой Жозефины де Латур, в котором описывались последние минуты жизни его отца. Он вел себя как герой, а когда последние шлюпки спускали на воду, спасенные пассажиры видели его стоящим на палубе с трубкой в руке.
Потомки Жадовского до сих пор проживают в Петербурге. Они уверяют, что кассиром он не был. Впрочем, с этим мнением согласны и некоторые исследователи. Но то, что он погиб, помогая другим спастись, остается фактом.
Буду очень благодарен вашей подписке на мой канал и лайку под этой записью!
Обязательно подпишитесь на мой YouTube канал, где ежедневно выходят мои репортажи и короткие видео на тему истории, путешествий и личной жизни.
Увидимся на канале!