Во всей истории России есть немало трагических моментов, связанных с теми или иными событиями. Татаро-монгольское нашествие – это черная страница в летописи Руси. Страна находилось под игом Орды целых 250 лет. Я решил узнать подробности об этих временах.
Все эти годы русские князья были вынуждены платить дань захватчикам. Но это не самое страшное. Если оккупанты считали, что какой-то город ведет себя не так, как они велят, его просто сжигали, а жителей убивали.
Менталитет правителей Орды предполагал жестокое отношение к покоренным народам. Это относилось и к мужчинам, и к женщинам. Первых в плен практически не брали, поскольку в рабах у татаро-монголов нужды не было, Другое дело женщины. Они являлись такой же добычей, как скот, разнообразная утварь, золото и т.п.
По мнению Чингисхана, воин имел полное право воспользоваться всеми плодами победы. Жестокость по отношению к пленным поощрялась. Женщин брали в плен с целью использовать их, как наложниц. Чем выше был социальный статус пленницы, тем более знатному воину Орды он доставалась. Если женщин из простонародья завоеватели брали с собой в походы, чтобы удовлетворять свои сексуальные потребности, то судьба княгинь была другой.
Женщины незнатного происхождения находились на положении домашнего скота. Их могли изнасиловать в любой момент. Кормили объедками. Они должны были следовать за войском пешком. Часть женщин продавали в качестве рабынь в Северную Африку.
Княгини, попавшие в плен, доставались воинам высокого ранга. С ними обращались более бережно, хотя при малейшей провинности могли жестоко наказать. Плохое обращение было не так унизительно для княгинь, как полное пренебрежение чувством их человеческого достоинства. Поэтому женщины знатного происхождения старались избежать плена любыми путями, иногда предпочитая смерть позорной участи наложницы оккупанта.
Известно, по крайней мере, два случая, когда княгини выбирали смерть, а не пленение. Рязанский князь Федор Юрьевич платил дань хану Батыю исправно.
Однако, когда тот потребовал отдать ему жен и дочерей князей, в том числе, и красавицу жену Федора Евпраксию, гордый воин ответил хану дерзким отказом, за это немедленно казнен. Разгневанный Батый пошел на Рязань, чтобы стереть город с лица земли. Шесть дней длилась осада. Когда город пал, захватчики сожгли его, а жителей перебили.
Чтобы избежать плена, Евпраксия вместе с маленьким сыном выбросилась из окна княжеского терема. Позже была причислена к лику святых.
Второй случай тоже относится ко временам Батыя. Когда войско Орды осадило Владимир, князя Владимирского – Юрия Всеволодовича в городе не было. Его сыновья и жена Агафья не смогли покинуть родные места. Оба сына пали в битве с захватчиками.
Агафья и девушки спрятались в Успенском соборе, который татаро-монголы подожгли. Жена князя сгорела живьем и впоследствии также канонизирована, как великомученица. По другим данным, Агафья все же попала в плен, где и была замучена до смерти.
Интересно, что татаро-монголы являлись верными мужьями. Тот же Чингисхан женат дважды, однако в разное время. Но русских женщин захватчики не считали за людей.
Они были для воинов Орды средством для удовлетворения похоти, прислугой, товаром, но никак не слабым полом. Если посмотреть на историю человечества, то подобное отношение завоевателям к пленным, в том числе, и женщинам, можно обнаружить не один раз. По-видимому, звериная сущность людей определяется не только их национальностью.