Найти тему
СКОРОДУМ

Как ментальная арифметика делает из ребёнка гения?

Ответ на этот вопрос впервые нашли на востоке. Точнее именно там впервые подметили, что если регулярно заниматься любой визуализацией, то мозг начинает работать по-другому. А ментальная арифметика, поэтому и называется “ментальная”, ведь именно в уме производятся вычисления. Если быть точным – с помощью представления в воображении различных комбинаций косточек на спицах.

Роджер Сперри
Роджер Сперри

Роджер Сперри

Ещё Роджер Сперри в 1981 году получил Нобелевскую за исследования в области функциональных различий полушарий головного мозга. Он доказал, что в большей степени рациональная, логическая составляющая человеческого мышления обеспечивается левым полушарием.

А вот более “тонкие” способности, которые стали актуальными лишь в последние 10-20 лет, “управляются” скорее левым полушарием. А это – управление вниманием, фотопамять, способность быстро читать и быстро обрабатывать информацию, усваивать языки и, наконец, способности к созиданию и решению нестандартных задач. Именно сейчас, это в эпоху информации и сверхбыстрых изменений именно эти навыки выходят на передний план и начинают определять эффективность повседневной деятельности в любом возрасте.

А ещё у мозга есть такое свойство, как способность визуализировать, то есть представлять в воображении различные объекты, которое тоже работает за счёт активной правой части больших полушарий мозга.

Гений же востока состоит в том, что они первыми заметили, что если регулярно выполнять упражнения по визуализации, то все “способности правого полушария” развиваются параллельно с этим.

-2

Вот как работает ментальная арифметика!

При получении команды, например, +4. В большей степени работает логика и символы “+” и “4” преобразуются в образ соробана (счёт). Приближённо это можно описать как преобразование дискретной порции информации из левого полушария в образ – комбинацию косточек на счётах. А образ чего-либо преимущественно формируется именно в правой половины мозга.

Затем в результате выполнения арифметических действий, в уме происходит поэтапная смена образов комбинаций косточек в соответствии с правилами ментальной арифметики. И финальный ответ опять из образа обретает вид числа.

За счёт именно регулярных вычислений с помощью их визуализации, а не стандартных логических приёмов устного счёта, правое полушарие мозга оказывается часто задействованным. Информация постоянно из образа преобразуется в иные формы(звук, символ) и обратно. То есть происходит обмен данными между полушариями через мозолистое тела в головном мозге.  В результате повторяющего активного взаимодействия полушарий мозга из-за выполнения операций счёта в виде смены образов в воображении, мозг “привыкает” к тому, что в умственной деятельности начинают использоваться ресурсы правого полушария в большей степени, чем до тренировок. Полушария начинают более активно взаимодействовать друг с другом. Получается так, что природные способности правого полушария не атрофируются, а наоборот расцветают.

-3

Альтернативой занятиям ментальной арифметикой могут быть уроки музыки, медитации, регулярная работа с воображением, упражнения М. Шичиды, Г. Домана и прочее.

Но в нашей российской культуре веселее, эффективнее и доступнее, чем ментальная арифметика для детей 5-12 лет придумать сложно.

Поэтому эта методика, доказав свою сногсшибательную эффективность стала такой популярной, что уже более 50 лет по всему миру успешно применяется. А в Японии и Китае входит в обязательную школьную программу.
Здесь есть один подводный камень. Именно
регулярность занятий. Это может быть обеспечено либо онлайн-платформой тренажёром, где ребёнок сам по несколько минут в день тренируется, либо постоянными, лучше ежедневными занятиями с тренером, что сложно осуществимо.

Многие репетиторы и школы ментальной арифметики учат именно правилам передвижения косточек по спицам. Не путайте с настоящей ментальной арифметикой! В истоке – именно регулярная визуализация вычислений, что гарантированно приведёт к развитию умственных способностей в целом.

Леонид Грошков, основатель проекта Скородум.
Методист программ развития мышления детей и взрослых.