"Южный ветер", дувший в решающий момент битвы, стал задачкой под звездочкой для историков. Правильно решить ее удалось только современным ученым. Давайте разберем, как так вышло.
Начнем не с битвы, а с Шекспира.
Гамлет, акт пятый:
Могильщик рассказывает принцу, что Гамлет, дескать, помешался.
Гамлет
На какой почве?
Первый могильщик
Да здесь же, в Дании
Тонкий английский юмор: Гамлет не получает ответа на свой вопрос; могильщик понял слово "почва" буквально.
Этот пример отлично показывает: два человека, говорящих на одном языке и живущих в одном времени, могут совершенно не понять друг друга.
А что уж говорить о людях из разных эпох?
От почвы переходим теперь к ветру, "духу южному", который послужил своеобразным сигналом для выступления "засадного полка"
Этот полк у всех на слуху, потому что до сих пор он исправно сидит во всех учебниках страны. Однако обстоятельства его вступления в битву часто упущены, а зря.
В "Сказании о Мамаевом побоище" нам рассказывают о том, что ряды русских витязей тают на глазах, и соратники умоляют Боброка-Волынского вмешаться, но он, нисколько не поддаваясь нарастающей панике, отказывается, предпочитая бою плетение словесных кружев:
начинающий раньше времени вред себе принесет; ибо колосья пшеничные подавляются, а сорняки растут и буйствуют над благорожденными.
Затем, дождавшись восьмого часа, Боброк-Волынский решает (ни с того, честно говоря, ни с сего), что настало благоприятное время.
И именно в этот час "духъ южны потягну ззади их". Ободренный ветром, засадный полк выходит и громит татар.
Есть от чего тут впасть в растерянность.
На картах, составленных специалистами, показано, что мы наступали с севера на юг, южный ветер должен в лицо как раз дуть?..
И на часы какой фирмы смотрел Боброк-Волынский, ожидая благоприятный интервал?..
Объяснить это все пытались многие историки, начиная с Татищева.
Он понял просто: ветер южный — это ветер южный. Историк решил, что сначала "солнце бе в очи и ветр" русским, а потом, к восьмому часу, ветер переменился и мы победили...
Честное слово, эта зацикленность на ветре напоминает разве что историю про Мэри Поппинс и выглядит странно.
А русские ратники, будто бы страдающие от неблагоприятных метеоусловий, и вовсе смотрятся какими-то неженками...
Татищеву, конечно, простительно, ведь он был первопроходцем. Источниковедение тогда было в зачаточном состоянии.
Как устроен исторический источник, как его правильно читать и интерпретировать, да и вообще, можно ли считать тот или иной текст источником, — все эти вопросы были заданы наукой гораздо позднее.
Но и современные историки допускают такой же промах, двигаясь по проторенной дорожке заблуждений.
А. Н. Кирпичников:
Удар засадного полка и выступление тылового резерва радикально изменили ход битвы. Момент броска этих частей был выбран удачно: солнце и ветер переменились и теперь были направлены в лицо неприятелю.
Ветер, ветер, на всем белом свете...
Были предположения, что ветер даже помогал "шибче" лететь стрелам...
А все потому, что диалог исследователей с древнерусскими текстами шел по тому же маршруту, что и беседа Гамлета с могильщиком.
А вот что пишет современный историк В. Н. Рудаков (2014 г.)
Приведенные детали («дух южны», «осмой час»), вероятно, не соотносились с реальными обстоятельствами Куликовской битвы. Функция этих деталей — знаковая. Судя по всему, упоминание «духа южного» было связано с необходимостью описать сцену не батальную, а провиденциальную, сцену, где «дух южный» знаменовал собой сошествие на помощь русским «силы Святого Духа».
Вот на этой точке зрения мы и остановимся.
Юг был священной, сакральной стороной света. Вот в чем дело. Не про почву Дании спрашивает принц. Не про физический ветер пишет средневековый книжник...
Восьмерка... Про восьмерку столько информации, что в небольшую статью не уместится. Она тоже имела сакральный смысл. Напомню лишь, что битва происходит в 6888 году от сотворения мира. Поэтому-то и ждут воины восьмого часа, чтобы был полный "комплект" восьмерок.
Якобы ждут, конечно. Надеюсь, удаленность текста от реальных событий очевидна.
В современной жизни тоже есть такие явления. В 2008 году огромное количество молодоженов зарегистрировалось 8 августа (день семьи, любви и верности, три восьмерки). Вот пожалуйста, в наш век неверия и материализма и то магия чисел не перестает волновать умы.
Книжник, как и иконописец, создает духовный текст. По определенным, уже не совсем нам понятным, канонам...
P.S. Буквально на днях, в совершенно другой книге, не связанной никак с Куликовской битвой, я нашла список апокрифических имен (или, если угодно, титулов) Богородицы, которые имели хождение на Руси. И, как ни странно, пятым в списке из 72 пунктов стоит именно слово Юг.
Без истории про "ветер южный" это имя выглядит странно, непонятно. А так — все прояснилось. Битва произошла в день Рождества Богородицы, поэтому и ветер — южный...