Найти тему
Кассета и Карандаш

AGFA. История

Нам торговая марка AGFA известна преимущественно магнитной лентой и фотоматериалами. Учитывая то, что начали они свою деятельность аж в 1867 году, встает вопрос - а что они там химичили на протяжении 100 лет до того, как Лу Оттенс придумал компакт-кассету?

В середине 19 века несколько товарищей примерно в одно время синтезировали весьма токсичную жижу, которую позже все стали называть анилином. Тогда благодаря анилину удалось совершить революцию в производстве искусственных красителей, что кардинально разнообразило и удешевило ткацкую продукцию. И вот химик Пауль Бартольди и Карл фон Мартиус основали Actien-Gesellschaft für Anilin-Fabrication, то есть акционерное общество по производству анилина. Первые буквы слов и составили всем известную аббревиатуру. А тот самый Бартольди, кстати, был сыном, ни много ни мало, Мендельсона.

Вряд ли Пауль тогда мог предположить, что через 100 лет , в 1966 году под маркой AGFA выпустят вещь, которая сможет хранить нетленочку родителя.

Первая компакт кассета AGFA. Фото с сайта 45spaces.com
Первая компакт кассета AGFA. Фото с сайта 45spaces.com

Не знаю, записали ли на первую кассету то, что мы называем Свадебным Маршем, но мне кажется, чисто по-человечески, должны были.

В 1887 году в компанию берут химика Момме Андерсена, который, помимо того, что химик, так еще и фотограф-любитель. Этот любитель говорит, мол, че это мы все краски да краски варим, давайте фототоварами займемся. Мы ж химики, мы сможем! И, собственно, смог - его заслугой являются новые проявители и закрепители (все помнят, что это такое?), которые продавались уже в виде концентрированного раствора, а не порошками, как до того. А вскоре стали делать и фотопластины, технология изготовления которых была еще в стадии становления.

Фотопластина AGFA. Картинка с сайта hmn.wiki
Фотопластина AGFA. Картинка с сайта hmn.wiki

Кстати, фотопластины для рентген-аппаратов AGFA начали делать уже в 1898 году! Вы представляете, уже тогда это было доступно.
К началу первой мировой войны доля красок в выручке уже составляла только 65%. Остальное приходилось на фотоматериалы и немного на медикаменты (анилин используют в фарме тоже). Они настолько были требовательны к качеству, что в 1910 перенесли производство фотоматериалов из Берлина, где воздух был сильно загрязнен углем, в Греппин.
Но были и провальные истории. С конца 19 века пытались делать фотопленку, но качество было так себе. Настолько "так себе". что в 1905 году временно прекратили это безобразие.

Будучи технологическими лидерами в расходниках для фотографии, AGFA решили освоить производство и самих фотоаппаратов. В 1928 году выходит их первый фотик - AGFA Billy. По сути для них это был совершенно новый бизнес, где нужна была инженерная экспертиза.

Первый фотоаппарат AGFA Billy 1. Фото с сайта pinterest.ru
Первый фотоаппарат AGFA Billy 1. Фото с сайта pinterest.ru

Вернемся немного назад. В 1894 26-летний Ливен Геварт (Lieven Gevaert) в Антверпене создает компанию, которая производит фотобумагу. Дела у него сразу идут неплохо, бизнес цветет.
AGFA посматривает на контору, посматривает, потом потихоньку начинает подбивать клинья, хоть и не сразу удачно. Но все же в 1964 происходит объединение, и теперь компания называется Agfa-Gevaert AG in Leverkusen. И с тех пор на всей продукции AGFA мы видим именно это название.

Agfa-Gevaert AG in Leverkusen
Agfa-Gevaert AG in Leverkusen

Интересное заключается в том, что в самой компании начало своей истории связывают с именем Ливена Геварта. На мой взгляд, это самый загадочный момент.

А в 1936 году AGFA сделала цветную пленку для фотоаппаратов. Это был прорыв. 278 патентов только в этом случае! А через пару лет еще и цветную фотобумагу.

Ко Второй Мировой компания подошла в составе концерна IG Farben, куда, помимо нашего фигуранта, входили и Badische Anilin (узнаём?), Bayer, Hoechst и примкнувшие к ним. По-быстренькому к войне избавились от евреев в правлении, коих была треть. Но в совсем уж людоедских историях, как производство "Циколна-Б" (Bayer) замечены не были.

После войны история для компании стала отражением ситуации в мире. Производство камер осталось в зоне оккупации США, фотобумаги - Великобритании, а завод в Греппине под нашим контролем. Собственно, благодаря этому обстоятельству в Казани появилось объединение Тасма, куда были вывезены мощности греппинского производства. Кстати, ТАСМА это тоже аббревиатура, как ни странно. Татарские светочувствительные материалы! Как вам?
Дело в том, что в 1943, во время войны, BASF начало выпуск магнитных лент в Вольфене. А после окончания войны это производство отошло подразделению AGFA, которое находилось в Греппине. Так что, по сути, ТАСМА получила технологии и оборудование не только AGFA, которая на тот в магнитных лентах сама была полным нолем, но и BASF.
Но самый ироничный поворот этой истории заключается в том, что производство аудио и видео кассет в 1991 году от AGFA снова возвращается к BASF. Правда, в этот раз в результате продажи бизнеса.

До 1964 года была договоренность, что вся продукция на разрозненных предприятиях сохраняет бренд AGFA, а после, всё, что производилось на территории ГДР, стало называться ORWO. Опять же аббревиатура от Original Wolfen. Wolfen - это областной центр, в чьем подчинении был городок Греппин. Так что фабрика была как бы на его территории.

в 1959 AGFA производит свою первую полностью автоматическую камеру Agfa Optima, которая стала хитом и обеспечила миллионные продажи за первые три года выпуска.

Полностью автоматическая камера Agfa Optima/ Фото с сайта fotocccp.ru
Полностью автоматическая камера Agfa Optima/ Фото с сайта fotocccp.ru

Но выпуск фотиков компания в 1982 году прекращает. Причины не известны, но, возможно, к этому имеет отношение то обстоятельство, что годом раньше, в 1981, Agfa-Gevaert была куплена химическим концерном Bayer AG.

Уже много позже, в 2004 будет выделено отдельное бизнес направление под названием AgfaPhoto. Но это не фотооборудование, а фотоматериалы. Вероятно, производство механизмов, коим и является фотоаппарат, все же несколько инородно для компании химпрома.

Как производитель кассет, AGFA не создавала шедевров, хотя у неё есть образцы пленок IV и даже весьма технологичного на тот момент III типа. То есть, они были таким середнячком, который тем не менее, умел оставаться в технологическом тренде. У советского потребителя, которому в 80х нежданно-негаданно предложили выбор импортных компакт-кассет, AGFA была наименее предпочтительна.

На сегодня компания концентрируется на решениях для цифровой печати, на расходниках для медицинских нужд. После коллапса рынка фото-кино пленок и прочих фоторасходников, AGFA пытается компенсировать разработками в производстве синтетической бумаги, износостойких материалов и органических материалов.