Доброго времени суток, дорогие мои читатели!
Сегодня мне бы хотелось поговорить о значении слов «ДА» и «НЕТ» для ребенка.
Многие коллеги придерживаются мнения, что нельзя говорить ребенку слово «НЕТ». Родители охотно придерживаются данного мнения и от себя добавляют: «Вырастет, поймет».
У меня на этот счет есть свое мнение, основанное на личном опыте и на опыте работы с семьями, то есть с родителями и их детьми.
Представьте сознание маленького ребенка в виде пустого сосуда, в котором практически ничего нет. Он чист.
Родители (так как именно они являются значимыми людьми), начинают наполнять этот сосуд: знаниями, установками, нормами поведения. Родители учат ребенка жить в этом мире.
И вот здесь возникает перекос. Когда маленькому ребенку всегда говорят «ДА», то оно собой заполняет весь свободный объём, и по прошествии лет и по мере взросления ребенка слову «НЕТ» не хватает места.
Когда ребенок становится взрослым, он находится в замешательстве: "Почему всегда было можно, а теперь стало нельзя?" Почему вдруг появились ограничения?
Почему в садик и в школу можно было не сходить, всего лишь попросив об этом маму, а в институт, колледж, на работу надо ходить. Причем не просто ходить, а ходить вовремя.
Когда родители все разрешают ребенку, они таким образом подкладывают "мину замедленного действия" под будущее своего ребенка.
Пример из жизни.
Детская площадка. Один ребенок забирает игрушку у другого и не хочет отдавать, у мамы реакции ноль. Другая мама просит вернуть игрушку ее ребенку, эта мама начинает говорить, что ее ребенок наиграется тогда и отдаст, чтобы его не травмировать.
А как быть тогда тому ребенку, у которого эту игрушку забрали?
Спустя годы этот ребенок начинает уже отбирать деньги, телефоны, ...
Наступает период, когда за свои поступки надо отвечать и вот здесь выясняется, что оказывается чужое брать нельзя, а вчерашний ребенок не понимает "Почему?" Ему всего лишь навсего в своё время не сказали, что чужое брать нельзя.
В то же самое время хочется коснуться темы тотального «НЕТ» и тотальных отказов. В этом тоже ничего нет хорошего. Когда ребенку все запрещают он растет неуверенным в себе, с низкой самооценкой, имеющим кучу комплексов.
Говоря ребенку слова «Да» и «Нет», родители устанавливают границы поведения ребенка, а затем и взрослого человека. Этими словами можно расширить или сузить границы дозволенного.
Когда ребенок вырастет, он будет знать, что есть вещи которые можно делать на свое усмотрение: хочешь или не хочешь, но есть и те, которые необходимо соблюдать, независимо от того хочешь ты этого или не хочешь.
Мое мнение, что ребенку надо говорить "Нет", "Нельзя", только объясняя, дружественным разъяснительным тоном: "Почему нет? Почему нельзя? Почему не стоит так делать или поступать?"
Подводя итог вышесказанному следует отметить, что в воспитании ребенка необходимо соблюдать баланс между словами «Можно» и «Нельзя», "Да" и "Нет".
Ребенка мало вырастить, его еще надо и воспитать. Сознание ребенка созревает, воспитываясь и обучаясь.
Уважаемые читатели, как Вы думаете надо ли ребенку говорить "НЕТ", "НЕЛЬЗЯ"?
© С уважением Ваш личный психолог Зинаида Чистикова, 2021
#психология жизни #детская психология #ограничивающие установки #воспитание ребенка #психолог зинаида чистикова