«Мой дневник освобождения» – это тот мир, в котором хочется быть, в который погружаешься без остатка, который не имеет аналогов.
Его безупречность обнаруживается во всем: в обволакивающей медитативности, скрывающейся буквально за каждой фразой героев; в гармонизирующей эстетике кадров: расположение персонажей относительно друг друга, расположение вещей относительно персонажей, приближение и отдаление, центр и периферия; в словесной интимности, когда о том, на что наложено негласное табу, говорится откровенно и без толики от мира пошлого; в ламповой атмосфере, которая разливается по каждой локации, будь то Сеул или Санпо.
От работы сценаристов «Моего аджосси» априори ожидаешь многого. Впечатление же, оставшееся после «Моего дневника освобождения» превосходит все ожидания. Не в плане лучше или хуже предыдущей работы, а ввиду того, что это более чем полностью самобытное и независимое кино, утратившее связь со многими дорамными шаблонами.
Каждый из персонажей – не представитель типа, а личность, каждый из них раскрывается ярко и будто бы не подчиняется сюжетной обусловленности, будто бы на самом деле живет собственными целями, надеждами и разочарованиями, а не скован жесткими рамками 16 серий.
Ем Ми Джон (Ким Джи Вон) условно можно назвать главной героиней. Ее истории отведена большая часть экранного времени по сравнению с другими. При этом самое удивительное – персонажи не вращаются вокруг нее, сюжетные повороты не обусловлены ее раскрытием. Она, как и все остальные, раскрывает себя самостоятельно. Девушка, которую тяготит происходящее вокруг, назойливое и грубое вмешательство извне, которую беспокоит вопрос бытия, которая застряла в рутине и ищет успокоения в любви.
Ку (Сон Сок Ку), пожалуй, самый неоднозначный герой. Имея на то все основания, мы можем упрекнуть создателей дорамы за романтизацию отношений с зависимым человеком. Несмотря на это, он воспринимается как герой трагедии, лишенной трагического пафоса, как личность, не сумевшая противостоять обстоятельствам, как тот, кто вечно бежит, когда вот-вот открывается дверь к новому самому себе.
Ем Ки Джон (Ли Эль) – удивительная героиня со своей исключительно женской драмой, неустанно осуществляющая попытки разобраться в себе, своих неудачах ради предотвращения их в будущем. Уникальны и образы, возникающие в процессе диалога других персонажей с ней.
Ем Чан Хи (Ли Мин Ки) – тот самый парень, который часто разбавляет драму комедией, но в то же время нередко открывает врата в ад самокопания, тщетности надежд и несбыточности мечт.
Всех их хочется узнать поближе, все они притягивают к себе и заставляют забыть об их вымышленности и художественной условности.
Интересна игра с пространством создателей дорамы. Центр, для многих являющийся магнитом, – Сеул, а периферия – Санпо, в котором проживают наши герои.
Они противопоставляются в диалогах героев как движение и статика, хаос и гармония, жизнь и забвение, мечта и действительность, агрессивная и благоприятная среда. Кажется, ни в одной дораме так остро еще не ставился вопрос занимаемого пространства, неудобств и переживаний, связанных с расстоянием, со сложностью его преодоления, с его влиянием на складывающиеся между людьми отношения.
Самая актуальная проблема, попытки решить которую предпринимают герои дорамы, продиктована ее названием. От чего должен освободиться человек? Что его сковывает? Что мешает ему дышать в, казалось бы, уже свободном демократическом обществе, объятом глобализацией? И ответ на эти вопросы дается на самых разных уровнях и в самых разных проявлениях: во внутренних диалогах, в межличностных отношениях (семья, друзья, любимые), в вертикальных отношениях (подчиненные и управляющие). Сама идея создания так называемого клуба освобождения противоречит рамкам строгой корпоративной системы, в которую помещены герои. Само его создание – и есть освобождение. Встречи этого клуба становятся тихим вызовом обществу, в котором человек настолько свободен, что лишен корней, целей и необходимости продуктивно проживать свои дни. Мизансцены встреч Ми Джон (Ким Джи Вон), Тэ Хуна (Ли Ки У) и Сан Мина (Пак Су Ен) – это отдельный вид искусства.
Формула любви в дораме проста и непосредственна: поклоняться, обожать и уважать. Без попыток навязать другому свою картину мира, без тщетных попыток его изменения, без обид, упреков и ожиданий. Тем и подкупает.
«Мой дневник освобождения» – единственный в своем роде проект, в котором уютно, как дома, в котором зрителю ненавязчиво предлагают задуматься о себе и о происходящем вокруг него. Дорама, просмотр финальных серий которых ты оттягиваешь, чтобы не расставаться с ней. Если вас и это не убедило, то прислушайтесь хотя бы к Кон Ю, который выразил свою любовь к проекту. Оппа плохого не посоветует.