В предыдущем посте речь шла, в частности, о том, как в 1990-92 году опечатывали склады и уничтожали сельхозпродукцию. Но это была лишь кульминация длительного процесса по разрушению советской экономики и сельского хозяйства. А стартовал этот процесс ещё 15 марта 1953 года (через 9 дней после убийства Сталина), когда был ликвидирован Госснаб.
За период хрущевщины было огромное множество различных диверсий. О некоторых из них я неоднократно писал в ранних статьях. Здесь поговорим именно том, как создавался продовольственный дефицит, который в 1980-х годах достиг своего пика.
В 1925 году в Советском Союзе заговорили о необходимости индустриализации. Ещё три года понадобилось для того, чтобы зачистить Пятую колонну и довести концентрацию троцкистов во власти до приемлемого уровня. Это позволило в 1928 году принять план на Первую пятилетку.
В результате индустриализации советская экономика, в период с 1929 по 1955 год, выросла в 14 раз! Среднегодовые темпы роста экономики в этот период (за вычетом четырёх военных лет) составили 13,8%.
Главными факторами беспрецедентного роста советской экономики были:
– качественное государственное планирование;
– целевое технологическое развитие;
– успешная кредитная политика и поддержка предпринимательских инициатив в виде артелей и личных приусадебных хозяйств.
Артели и личные приусадебные хозяйства обеспечивали бо́льшую часть основных продуктов питания и значительную часть товаров широкого потребления.
В рамках модели опережающего развития 1929-55 годов, была реализована плановая система в масштабах всего государства, а структура артелей и личных приусадебных хозяйств стала важным и неотъемлемым элементом общей модели, имеющим рыночный характер.
Артели и личные приусадебные хозяйства изначально рассматривались, как одна из основ фундамента всего народного хозяйства страны. Две другие основы: тяжелое машиностроение и легкая промышленность – это государственные предприятия.
Начиная с 1956 года Хрущёв и "компания" приступили к планомерной ликвидации предпринимательской инициативы в виде артелей и личных приусадебных хозяйств:
– 6 марта 1956 года вышло Постановление "Об Уставе сельскохозяйственной артели и дальнейшем развитии инициативы колхозников в организации колхозного производства и управлении делами артели". Согласно данного постановления, семья, члены которой не работают в колхозе не могли иметь участок больше, чем семьи, члены которых являются работниками колхоза. Только вдумайтесь в степень маразма!
– 27 августа 1956 года вышел не менее "гениальный" Указ "О денежном налоге с граждан, имеющих скот в городах". Данный Указ вводил специальный налог для жителей городов, владеющих скотом.
– 20 августа 1958 года вышло очередное Постановление "О запрещении содержания скота в личной собственности граждан, проживающих в городах и рабочих поселках". Под ударом оказались 12 миллионов городских семей, имеющих свои огороды. Результат - массовый забой скота. Люди, кормившие себя и продававшие излишки на рынках, стали потребителями соответствующей продукции в магазинах.
– В декабре 1959 года были приняты решения в отношении жителей села. На руководящем пленуме было заявлено, что "личные подсобные хозяйства постепенно утрачивают свое значение". Аргументом становится идея о том, что жителям села выгоднее получать продукты питания из колхоза, нежели выращивать самостоятельно. Были введены дополнительные налоги на фруктовые деревья (!) и на каждую голову скота, находящуюся в личной собственности. Такого маразма нет даже сейчас. Государственные органы стали активно скупать у колхозников скот, что привело к его массовому забою: с одной стороны, владельцы забивали скотину, не желая продавать животных государству, с другой стороны, колхозы, получив в руки большое количество скота, не могли его прокормить.
В результате этих "реформ", к началу 1960-х годов личные приусадебные хозяйства были обложены непосильными налогами, лишены земли, скота, кормов и прекратили свое существование.
Эти приусадебные хозяйства в 1953 году производили:
– более 80% яиц,
– около 70% молока и картофеля,
– 50% мяса и овощей.
С ликвидацией личных приусадебных хозяйств было ликвидировано производство этой части продуктов питания, а также заработки жителей села. Следствием этого стала системная нехватка и дефицит продовольствия. С этого момента, с 1960-х годов начались перебои со снабжением населения продовольствием.
В мае 1962 года руководство приняло решение о повышении на 25-30% цен на продовольствие – мясные и молочные продукты.
В июне 1962 года на этой почве в стране начались волнения, в Новочеркасске пролилась кровь. О событиях в Новочеркасске я упоминал в контексте статьи, где описывал перспективы попытки государственного переворота в Белоруссии в 2020 году.
Результаты диверсионной деятельности по уничтожению экономики страны усилил неурожай 1963 года. Это усугубило продовольственный дефицит. Страна была вынуждена импортировать продовольствие и тратить на это золотой запас, чего не происходило даже в период Великой Отечественной войны (за весь период войны из СССР было экспортировано всего 25 кг золота). Только вдумайтесь в масштаб диверсии!
С этого времени, нехватка продовольствия становится хронической, а тенденция роста импорта продовольствия - неуклонной, достигая своего пика в 1980-е годы.
В 1987 году была ликвидирована система двухконтурного денежного обращения. Это привело к перетоку огромного объема денежной массы из "промышленного" контура в "бытовой", что привело к полной разбалансировке экономики СССР. Возник острый дефицит и гиперинфляция. В стране пришлось вводить продовольственные карточки на основное продукты питания. К концу 1991 года в большинстве регионов были установлены нормы потребления (на одного человека в месяц). Дефицит зерна по импорту составил 17,35 млн. тонн.
К концу 1991 года в стране возникла реальная угроза голода.
Так, начиная с 1956 года, путем ликвидации основ советской (сталинской) экономики, в частности, личных приусадебных хозяйств, создавали массовый дефицит продовольствия и потребительских товаров.