Шавкат выключил инструмент и присел отдохнуть. Сегодня он работал один. Прораб, хитроглазый, полноватый Серёга, снял с объекта Умида и Тахира. Где-то срочно понадобилось закончить работу. А в этом дачном посёлке сдать дом не торопились. Хозяин, какой-то большой начальник, благоустраивал дачу для своих родителей. Рабочих не торопил, лишь условие поставил, чтобы сделано было на совесть.
Шавкат его видел всего один раз. Молодой серьёзный мужчина о чём-то переговорил с суетящимся перед ним Серёгой, прошёл по двору, и мельком взглянув на их небольшую бригаду, слегка поморщился. Умид и Тахир ещё ниже наклонили головы, пряча взгляды, а Шавкат, наоборот, посмотрел на этого строгого человека и дружелюбно широко улыбнулся.
Он привык смотреть людям в глаза. Отец не раз говорил: "Не чурайся того, чье лицо открыто". Хозяин участка удивлённо хмыкнул, не ответив на его улыбку, но и не рассердился, пошёл с Серёгой дальше. А Шавкат работу продолжил.
Вырос он в семье, где труд ценили. Дед и отец умели руками работать, и сыновей приучали. Дед в их семье был источником мудрых мыслей. Частенько внук вспоминал его здесь, вдалеке от родного дома. Больше смотрел и слушал, чем говорил. Помнил: если хочешь здоровья, не ешь много, если хочешь почета, не говори много. Место своё знал, но держался с таким едва уловимым достоинством, что относились к парню, если не с уважением, то говорить ему грубые слова или обзывать, как бывало с другими, не рисковали. Вот и сегодня Серёга оставил его здесь одного. Знал, что бездельничать Шавкат не будет.
Мария Николаевна вышла на крылечко и заплакала. Она жила в этом посёлке каждое лето, скоро уже как двадцать лет будет. Тянула своё небольшое дачное хозяйство одна. Сын, военный, жил с семьёй далеко, а мужа у неё давным-давно уже нет. Но до поры до времени она управлялась. Чего только женщина сделать не может. Что со слезами, что с песней, терпеливо, по травинке, по дощечке - держала дом и участок в порядке. Одно огорчало: соседи в последние годы начали меняться.
Когда-то дружная, их улица стремительно пустела. Старики уходили туда, откуда не возвращаются, а дети и внуки торопились продать обузу. Но были и те, кто покупал. Перестраивали дома, ставили высокие заборы, укладывали плитку во дворах. Зачем же из камня в камень ехать, удивлялась она, бережно поливая пышные гортензии и любуясь по весне цветущей сиренью.
Когда на соседний участок приехали новые хозяева, она поначалу обрадовалась. Хозяева - молодая пара. Мужчина деловитый и спокойный. Будет у кого помощи попросить в случае чего. Но вскоре Мария Николаевна поняла, что на помощь нового соседа рассчитывать вряд ли стоит. Сначала при переделке хозяйственного блока на границе участков, новые жильцы сломали кран, перекрывающий воду. То ли наступили на него, то ли уронили кирпичи, но рычаг отломился. Сама Мария Николаевна этого не видела, болела и на дачу не выезжала. А как увидела, только руками всплеснула: куда ж она без воды? Пошла за помощью к председателю.
- Иваныч, выручай. Сам знаешь, мне одной не справиться.
Председатель почесал голову, но кран заменил и пообещал с новыми соседями поговорить. Только с той поры стала замечать Мария Николаевна, что в её отсутствие на участок к ней кто-то ходит. То мусор валяется, неизвестно откуда принесённый, то хоста затоптана, то куст с малиной, которую она планировала собрать, уже обобран. И кто ходит, догадывалась.
Соседи кусок общего забора между участками сломали, а новый не поставили. Мария Николаевна сама бы уже это сделала, но, как назло, никак не могла после болезни оправиться, да и подорожало всё здорово. Где такие деньги взять. Только с этого времени стала она себя неуютно чувствовать на собственном участке. Пыталась поговорить с соседом, но тот только окинул её насмешливым взглядом, фыркнул и ушёл к себе в дом.
А сегодня и вовсе случилось такое... Старый её кот Кузя, которого она всегда обязательно брала с собой, зачем-то сунулся на соседский участок. Был он уже не так шустёр, как по молодости, но за птичками или ящерицами охотиться любил по-прежнему.
Сосед, хлопочущий над благоустройством своего двора, вдруг схватил кусок колючей проволоки, которую в тот момент старательно нарезал, и изо всей силы хлестнул по траве, где прятался Кузя. Растерявший былую ловкость старый кот отскочить не успел. Мария Николаевна выскочила из домика на душераздирающий кошачий вой и схватилась за сердце.
Да какое уж там сердце. До себя ли! Подняла на руки приковылявшего к крыльцу Кузьму. Удар пришёлся по передним лапам, да острыми шипами разорвало край уха. Слава богу, хоть глаза целы. Трясущимися руками она залила раны перекисью, как могла, успокоила перепуганного кота, заперла его в доме. Сама вышла на крыльцо, чтобы успокоиться немного, но не выдержала и заплакала.
Шавкат с крыши увидел, как Мария Николаевна плачет. Негромко, но безнадёжно и горько. Сердце защемило.
С Марией Николаевной он был знаком. Как-то заходил попросить воды. На их участке всё ещё перекрыто было, только трубы монтировали. А она не только воды налила, но и усадила парня за стол, поставила тарелку супа свежего, горячего.
- Ешь на здоровье. Прости, что небогато. Из щавеля и крапивы молодой варю. Зато вкусно.
Шавкат отказывался и благодарил, но она настояла. А пока он ел, расспрашивала о семье, о родителях. А под конец вдруг погладила его по голове, словно ребёнка.
- Бедный мальчик. Как же тебе далеко уехать пришлось.
А у него защипало внутри, но он взял себя в руки и широко улыбнулся.
- Дед говорил: не забывай поле, которое первым накормило тебя. Я вернусь. Сейчас здесь работы много, вот и приехал.
С тех пор Мария Николаевна, нет-нет, да и приветит парня. То пирожков домашних напечёт, то поговорит душевно. И он старался хоть чем-нибудь ей помочь. Делал это, когда прораб не видел. А то ведь оштрафует. Ему недолго.
Но сейчас Шавкат птицей слетел вниз, бросился к соседке.
- Что такое?
Не выдержала, рассказала. Про Кузю, про кран, про обиды. Шавкат кота на руки взял.
- Не плачьте, раны затянутся. Кожу только порвало. Сейчас мазь принесу, ей у нас на овцах мокнущие раны мажут. Из дома взял, лучше всякой аптеки. - Уговаривал он старую женщину. - Себе руки мажу, когда пораню.
Принёс большую банку, отложил для Кузи. Посидел с Марией Николаевной ещё немного.
- Не надо грустить. Всё наладится. Я пойду. Начальник вернётся, ругаться будет.
Она смотрела на молодого красивого парня, который пытался помочь, и думала: отчего все мальчики становятся такими разными. Этот, выросший в небогатой семье, полон спокойного достоинства, уважителен к старшим, открыт. А тот... на соседнем участке.
За годы работы в школе она видела разных ребят. Удивительно, но каких-то особых закономерностей не существовало. Учились у неё и дети из семей, как принято говорить сейчас, с низкой социальной ответственностью, и наследники обеспеченных родителей. Но среди тех и тех встречались и одинаково хорошие, и совсем сложные дети. Были и такие, которых приходилось отстаивать перед директором и комиссией по делам несовершеннолетних.
Как-то группа ребят из их школы испортила машину одному из жильцов. Да что там испортили. Мальчишки просто превратили её в груду металла. Им грозила колония. Но Мария Николаевна узнала, что это было не просто хулиганство. Этот жилец задавил на своей машине безобидного дворового пса, который в мучениях умер на руках у детей. Он, правда, говорил, что всё произошло случайно. Но ребятишки уверяли, что сосед сделал это специально, не любил собаку, и давно грозился сдать её на усыпление.
Мария Николаевна тогда столкнулась со многими трудностями, чтобы доказать, что помещение этих мальчишек в спецшколы и учреждения сломает им жизни. И ей удалось. Какими они выросли, она не знала, но очень надеялась, что стали хорошими людьми.
Она вздохнула и взяла в руки скляночку с мазью. Спасибо Шавкату, надо обработать Кузины раны.
Продолжение следует.. часть 2
(Если сегодня ссылка не активна, то следующая часть будет опубликована завтра. Спасибо за понимание!)
Внимание! Все текстовые материалы канала Йошкин Дом являются собственностью канала и объектами авторского права. Запрещается копирование, распространение (в том числе путём копирования на другие сайты и ресурсы в Интернете) или любое иное использование материалов данного канала без предварительного согласия правообладателя. Цитирование разрешено только при указании гиперссылки на канал Йошкин Дом https://zen.yandex.ru/id/5f8f427d77454e74d3aae539 Коммерческое использование запрещено.