Найти в Дзене
Гильдия

Свобода и обложки

Дизайнер Никита Вознесенский

Идея обложки «Пульчинеллы» Агамбена, вышедшей недавно в «Носороге», кажется мне весьма привлекательной.

К минималистичной обложке прилагаются стикеры, один из которых можно наклеить на специальное отведенное для этого место. А можно не клеить. Таким образом, оформление обложки, хотя бы частично, остается на усмотрение читателя.

Это возвращает нас во времена до XX века, когда книги продавались в простейших обложках и без переплетов. Покупатель должен был сам отнести книгу к переплетчику, если считал ее того достойной.

Такая схема (сегодня, конечно, едва ли возможная), во-первых, удешевляла книгу, а во-вторых, позволяла читателю контролировать уровень «информационного шума» в домашнем интерьере.

Понятно, что ни один владелец не станет дополнительно покрывать уже приобретенную книгу «продающими текстами», броскими надписями и всем тем, что уместно в рекламе. Всё, что ему требуется — это заглавие на корешке.

Таким образом, старинная домашняя библиотека (вне зависимости от вкусов владельца) не выглядела, как сигаретный ларек у метро. А современная — выглядит.

Я вовсе не призываю издателей отказаться от рекламы. Таинственным образом наличие рекламы связано с наличием свободы в обществе. Понятно, что ни крупным капиталистам, ни генеральным секретарям реклама не требуется; точнее, им приходится ею пользоваться до тех пор, пока рекламой могут воспользоваться какие-никакие, пусть смехотворно маленькие или почти уничтоженные, но конкуренты.

Реклама важна и нужна.

Но, поскольку современные обложка и переплет накрепко приклеены к блоку, то книга (интеллигентный товар!), будучи купленной, имеет вид самого дешевого и ширпотребного изделия. Что-то вроде ТВ-пульта, который не достают из пакетика.

Издателям нужно крепко задуматься на тему того, как выглядят их книги после покупки.

Колоссальные творческие усилия тратятся на «выдумывание обложек» (хотя хороших не так уж и много), тогда как простое перенесение наиболее броских графических элементов на суперобложки или бандероли уже существенно улучшило бы внешний вид наших книжек.

Читателям не нужен ни «креатив», ни глубокомысленные метафоры на обложках. Гораздо важнее сделать так, чтобы на них было приятно смотреть.

Чаще всего это связано с площадью, занимаемой текстом.