Дизайнер Руслан Князев
Я считаю, что обложка может обойтись без текста. Нет, конечно, я люблю изящные типографические решения, точные образы и смелые приемы. Но если мы говорим о книге как цельном объекте, то обложка должна продолжать идеи внутреннего оформления, а не становиться самостоятельным рекламным носителем, как это происходит сейчас. Постараюсь прояснить свою позицию.
Переплет и обложка
Короткая памятка в начале: переплет — это прочная конструкция из кожи или ткани, которая защищает книжный блок от пыли и времени. Хороший переплет создается на сотни лет службы. Обложка — это бумажная оболочка, изначально ее использовали для того, чтобы покупатель донес книжный блок до переплетчика, а там уже ему бы сделали долговечный переплет.
Обложка — не самое новое изобретение, в массы она пошла во времена промышленных революций XIX в. Книгопечатание перестало быть делом избранных, и сотни бизнесменов начали открывать свои цеха: переплетные, печатные, словолитные и т. д. И книжные магазины, куда без них. Средний тираж вырос, дорогие материалы были заменены на дешевые, новых книг возникло неприлично много, и из-за количества продать их стало сложнее.
Но человечество неспроста изобрело витрины: теперь любой книготорговец мог выложить на самом видном месте книги, которые продаются лучше всего (или которые обязательно надо продать). Мимо проходящий зевака вряд ли будет удовлетворен сложным орнаментом на дорогой коже, а вот броской картинкой в духе набирающего популярность модерна — вполне. Так, рисованная обложка стала неотъемлемой частью книги.
Стоит сказать, что до того, как стать рисованной, обложка была текстовой, и представляла собой просто небольшую наклейку с названием произведения и фамилией автора. Либо такая прото-обложка более или менее полностью копировала титульный лист, тем самым лишая его смысла.
Убирая с обложки текст, мы тем самым отдаем должное ее прародителю — переплету, в котором главную роль играл узор (и качество исполнения). Таким образом переплет, почти полностью лишенный текста (короткая надпись оставалась, как правило, на корешке), логично вписывался в интерьер как гостиной, так и библиотеки, не выделяясь и не захламляя визуальным шумом.
Титульный лист
Открывая книгу в переплете, всю информацию об авторе, названии и издательстве мы получаем из титульного листа. Композиция титула — это вершина типографического искусства. Ходят легенды про Бодони, который мог по три месяца работать над ним, приводя в изумление, например, Стендаля.
Если типографика — это невидимое искусство, то титульный лист — самая зримая его часть. Не каждые название и фамилия автора могут легко собраться в идеальную композицию — тем интереснее найти изящное решение. Дублируя на обложке информацию с титула, мы в таком случае можем обойтись и без последнего, лишив книгу традиционного плавного входа и начиная сразу с первой страницы. (Вообще я думаю, книга — очень традиционная и консервативная вещь, и это будет продолжаться, пока человек читает строчку за строчкой, последовательно: где слева направо и сверху вниз, где — немного иначе.)
Если у профессии типографа (вернее сказать: наборщика или дизайнера) есть оправдание для существования в XXI веке, то вот оно — титульный лист. Это по-настоящему художественная работа. Все остальное можете доверить нейросети.
Суперобложка или обложка
Можно подумать, что я предлагаю отменить все обложки и оставить только эстетически устаревшую логику переплета. Нет, обложка может быть любой. Разве что текст на ней я не приветствую. Пестрота и разношерстность современных обложек напоминают мне флаеры, которые летят в человека со всех сторон, пока он идет по шумному проспекту. То же ощущение может возникнуть в книжном магазине: «купи меня, купи, у меня оригинальное название с каламбуром и еще я взяла премию» — убеждают книги с полок.
Понятно, что обложка — рекламная площадка. Покупатель должен «брать не думая». Однако все же надо придерживаться логики единства внутреннего и внешнего: стараться сочетать книжный макет и упаковку. По крайней мере, это обусловлено уважением к покупателю.
Идеальный вариант размещения рекламной информации — это суперобложка или ее разновидности. Как мы помним из Чихольда, ее рекомендуется выбросить в ведро сразу же после покупки.
Любопытен прием, когда наборная полоса с ее асимметричными полями повторяется на обложке — и когда эта преемственность зрима, то есть края полосы обозначены словами или иллюстрацией по формату.
Особенно ярко это выглядит в том крайнем случае, когда на обложке сразу начинается текст книги. Таким образом мы окончательно связываем обложку и блок.
Тайна
Если предметы действительно способны жить своей жизнью, то первым таким предметом я бы назвал книгу. Многое сказано про то, что это проводник в иные миры и тому подобное, но по-настоящему входишь в этот мир, открывая книгу, а не глядя на нее, скажем, пока она стоит на полке. Логично будет с ней познакомиться, узнать имя, открыв и пролистав ее. К тому же, она специально для этого устроена. (Этот пассаж вышел излишне сентиментальным, но думаю, автор имеет право хоть здесь признаться книге в любви.)
Заметность
Интересно, кстати, посмотреть в глаза издателю, который согласится на выпуск книг с обложкой без текста. Так никто не делает. Но, кажется, такой ход может привлечь дополнительное внимание на контрасте с пестрящими по соседству книгами. К тому же, взяв книгу в руки и пролистав, покупателю будет сложнее с ней расстаться.
* * *
Повторюсь: я не против обложек. «Пусть расцветают сто цветов». Это лишь попытка выстроить свою принципиальную аргументацию и начать диалог в профессиональной среде.
В целом, есть отличные новости, что книги еще остались с нами, и есть люди, которым они нужны. Или мы нужны им — тут я не уверен.