Автор текста: дизайнер Никита Вознесенский
Составив половину обзора, я понял, что взгляд мой на обложки совсем не дизайнерский. Скорее издательский, скорее коллекционерский. Надеюсь, коллеги мои, более близкие к миру обложек-плакатов, сделают следом для «Гильдии» пару обзоров. И там уже выскажутся по существу: про композицию, про конструкцию, почему эта надпись удачная, а эта нет и т. д.
Ну а я просто выбрал 5 хороших обложек (переплетов) и написал, что про них думаю.
Надаш П. Пьесы. СПб.: Jaromír Hladík Press, 2021
Минималистичная, геометричная обложка сообщает, что перед нами — книга современного драматурга-модерниста. Для того, чтобы обложка была обложкой (т. е. рекламой, т. е. продавала книгу), этого сообщения вполне достаточно. Въедливый зритель может попытаться увидеть в плоскостях на обложке театральный занавес или декорации, но лично мне важнее всех смыслов, когда обложка не оскорбляет глаз и не портит домашнего интерьера. Здесь именно так.
Более сложная аллюзия: обложка напоминает советские переплеты оттепельных времен. И этому можно найти причину. Автор книги — родом из самого веселого барака соцлагеря.
Сурикова К. Музей: архитектурная история. М.: Издательство НИУ ВШЭ, 2021
Этот переплет хорош не потому, что галерея с арками подходит книге про музеи, а потому что мотив этот прекрасно подходит любой книге в переплете (и часто на них встречается).
Твердый переплет, я считаю, не должен так настойчиво продавать книгу, так выразительно интерпретировать произведение, как это делает мягкая обложка. Задача переплета — не продавать, а хранить. Если в случае с обложкой можно только желать, чтобы она не была надоедливо крикливой, то в случае с переплетом это вполне достижимо.
Поэтому если бы имя автора и заглавие перекочевали с передней сторонки на рекламный поясок, а рисунок с арками перешел бы на все книги серии, то стало бы еще лучше.
Гэддис У. Плотницкая готика. СПб.: Pollen press; М.: Антоним, 2021
В нашем расколотом обществе твердые переплеты особенно любимы старшим поколением. Для них переплет — это символ добротной вещи, которая будет служить годами, достанется детям и внукам. Книга в переплете — это вложение денег.
Российские издатели знают эту особенность аудитории, и с начала девяностых пичкают покупателей самыми дешевыми бумажными переплетами, кривыми-косыми, китчево разукрашенными во все цвета радуги.
Поколение помладше интуитивно догадывается, насколько «удачно» такое «вложение», и предпочитает обложки.
Но если отвлечься от этой борьбы поколений, протекающей в символическом поле, то вряд ли кто-то поспорит, что хороший переплет — не хуже, а даже лучше, чем хорошая обложка. Просто такой переплет еще поискать надо.
Переплет «Плотницкой готики», одетый в полупрозрачную суперобложку из кальки, как будто родился среди таких размышлений о расколотом обществе. Он двояко символизирует и добротную вещь, и экспериментальную новизну, которую мы ждем от обложки. Простой как модернизм, но симметричный как классика, он плавно колышится в застывшей российской действительности.
ВХУТЕМАС 100. Школа авангарда. М.: ABCdesign, 2021
Внешний облик каталога «ВХУТЕМАС 100», при всей полиграфической дороговизне и кудрявости, лишен того главного, чего мы ждем от обложки. (Здесь — переплет, но дизайнер использовал его как обложку.) А нет здесь неожиданной новизны. Просвещенную публику уже не удивишь ни открытыми корешками, ни надписями на них, ни цветными обрезами. Едали мы кое-что послаще морковки.
Каталог авангардной выставки оформлен авангардно, и это оказывается скучным, чересчур ожидаемым. Будь это каталог старинного искусства, всё могло быть иначе. Возможно, именно несовпадение формы и содержания делает такими притягательными книги «русских швейцарцев», вроде «...в окрестностях Москвы» М. А. Аникста (1979).
Кричевский В. Без дизайнера. М.: Шрифт, 2021
Книги Владимира Кричевского (давно и заслуженно любимые дизайнерами) — это всегда каталоги или, если хотите, полукаталоги. Тут много репродукций советского книжного оформления, но важен, конечно, и комментарий самого автора и дизайнера. Цветным иллюстрациям аккомпанирует удачно подобранный брусковый шрифт. Но повествование, выстроенное вокруг картинок, всегда будет отпихивать и текст, и шрифт на второй план.
Логично поместить на обложке такой книги одну из иллюстраций. Но иллюстрация эта, сочная, со вкусом подобранная, с легкостью перебьет рафинированную современную акциденцию. Вот и выходит, что обложка, как будто бы, «без дизайна».