Найти в Дзене
Гильдия

Культ обложки

Дизайнер Никита Вознесенский Существующий ныне культ обложки легко объяснить. В 1990-е у нас впервые за долгое время появился свободный рынок, на котором стало возможно купить и продать почти всё, были бы только деньги. Стотысячные советские тиражи довольно быстро ушли в прошлое, зато количество издательств и названий книг резко выросло. Покупатель окружен заманчивыми предложениями. Чтобы он обратил внимание на книгу конкретного издательства, издателю нужна реклама. Частью рекламной кампании и является обложка. Однако, вокруг нее сложился именно культ, языческий и суеверный. Обложку любят, чтят ее «красоту», а тем, кто делает обложки, платят большие деньги (что само по себе неплохо), называя их дизайнерами и художниками книги. При этом, те оформители, которые собственно оформляют книгу, забыты и как будто бы не нужны. Их искусство, которому посвящена обширная литература и которое заключается в гармоничном расположении знаков шрифта на странице, издателям и публике глубоко

Дизайнер Никита Вознесенский

Существующий ныне культ обложки легко объяснить. В 1990-е у нас впервые за долгое время появился свободный рынок, на котором стало возможно купить и продать почти всё, были бы только деньги. Стотысячные советские тиражи довольно быстро ушли в прошлое, зато количество издательств и названий книг резко выросло. Покупатель окружен заманчивыми предложениями. Чтобы он обратил внимание на книгу конкретного издательства, издателю нужна реклама. Частью рекламной кампании и является обложка.

Однако, вокруг нее сложился именно культ, языческий и суеверный. Обложку любят, чтят ее «красоту», а тем, кто делает обложки, платят большие деньги (что само по себе неплохо), называя их дизайнерами и художниками книги. При этом, те оформители, которые собственно оформляют книгу, забыты и как будто бы не нужны. Их искусство, которому посвящена обширная литература и которое заключается в гармоничном расположении знаков шрифта на странице, издателям и публике глубоко непонятны.

Суперобложка и «пустая» обложка (Walter Pamminger. Konzeptionelles Buchgestalten. Göttingen: Wallstein Verlag, 2018)
Суперобложка и «пустая» обложка (Walter Pamminger. Konzeptionelles Buchgestalten. Göttingen: Wallstein Verlag, 2018)

В итоге мы имеем массу убогих книг, сверстанных в спешке, за копейки, без понимания и без любви к делу. Некоторые «прогрессивные» издательства пытаются исправить положение, поручая оформлять книгу «внутри» тем, кто оформляет обложки. Эти дизайнеры честно используют громкие рекламные приемы там, где на самом деле нужны тишина и пропорции. Оба сорта книг неудобочитаемы.

Путаницу привносит то, что в случае с книгой этикетка (обложка) и упаковка (переплет) производятся там же, где и сама вещь (в типографии). По схожим причинам этикетка и упаковка чаще всего намертво приклеены к этой вещи. Купив книгу, читатель навсегда остается с рекламой, которая, в общем-то, уже исполнила свою роль. Отсюда следуют благие, хоть и противоречивые, намерения некоторых издателей и дизайнеров затушевать рекламность обложки, сделать ее менее крикливой, более подходящей для домашнего интерьера и т. д.

Разрубить этот гордиев узел позволяет суперобложка. Ее можно оформить в рекламном духе, а обложку или переплет под ней — более интеллигентно и декоративно (см. иллюстрации к статье). К сожалению, непонимание смысла обложки и настоящей красоты книги приводят к перенесению культа рекламы также на суперобложку. Ее оформляют торжественно, празднично, привлекая лучших художников, а потом бережно хранят, боясь открыть саму книгу. Это явление — нездоровое.

Суперобложка и «пустая» обложка (Петер Сонди. Теория современной драмы. М.: V-A-C Press, 2020)
Суперобложка и «пустая» обложка (Петер Сонди. Теория современной драмы. М.: V-A-C Press, 2020)

Если издатели действительно хотят покончить с девяностыми и открыть новую страницу, то они должны отказаться от магического взгляда на обложку. Обложка — не единственный способ продвижения книги на рынке. Следует использовать все инструменты, одним из которых является «внутреннее» оформление книги (на самом деле, никакого другого оформления нет). Неудивительно, что люди хуже покупают книги, если те навевают скуку или затрудняют чтение.

Что касается самой обложки, то если мы откажем ей в художественных претензиях (а также любых сверхъестественных), то обнаружим перед собой любопытный предмет, обладающий собственным языком и удивительно легко притягивающий разнообразные смыслы и ассоциации.