Этот пост из телеграм-канала дизайнера Трофима Попова.
В одном из дизайнерских аккаунтов инстаграма встречаю слово «исследование» — картинки визуально превосходны, но если вчитаться в текст — там лорем ипсум. На входе — случайный (не совсем, конечно) набор данных. На выходе — крутая абстракция.
Возвращаюсь к идее, что дизайнер имитирует ритуалы машины, но как будто бы работающей со сбоем, сломавшейся. У Иры Ивановой машинная эстетика и логика сливаются: на картинке есть не только результат обработки данных, но и, для контроля, — приборная панель. Идеальный «бриф» — это движение мухи или вид из окна. Идеальный дизайнер — визуализатор данных.
В самой абстракции содержания ничего опасного нет, но проблема, на мой взгляд, лежит глубже. Образование (под этим я подразумеваю не только и не столько ВУЗы, хотя возьми наугад диплом Вышки — там исследование будет визуальным) одержимо техническим мастерством, но не его наполнением. Показательна повсеместная манера выделять и копировать на Западе прежде всего тех, кто делает «круто».
Отсутствие рефлексии над материалом ярче всего проявляется в оформлении самих идей — гуманитарной литературы. Книга Гаража — это знак того, как менялись визуальные артефакты последнего времени. Достаточно сравнить приладочные кресты Благодатских—Наумовой с обложками Бондаренко (который книги перед этим читал).
На фоне того, что хороших проектов работающих с содержанием мало, мало дизайнеров, пробующих рефлексировать мир вокруг себя. Я бы не опасался и случайного набора слов, если бы текстов о проблемах профессии (настоящих, а не о том как нам быть креативными и продаваемыми), текстов, рефлексирующих постсоветское визуальное наследие на русском было больше, чем отдельные колонки в журнале «Шрифт» и в блоге Романа Горницкого.
Сидя в «Рихтере» или «Верле Гарден», ты должен понимать, что комфортная среда выглядит так еще и потому, что несет просветительскую миссию хозяев. Хороший дизайн — надстройка к пакету акций; где есть деньги, где есть кому их тратить, важен и внешний вид. Поэтому я пойду в чуфальню на Апрашке, и вообще я за визуально плохие, невыдержанные, передизайненные, но содержательные обложки.