Найти тему

КУМИУТИ - БОРЬБА САМУРАЕВ НА ПОЛЕ БОЯ И В МИРНОЕ ВРЕМЯ (ПРОЖОЛЖЕНИЕ)

НАЧАЛО

Хэйфуку кумиути (Сухада кумиути)

Стиль борьбы хэйфуку кумиути, или сухада кумиути, не был предназначен для борьбы на поле боя, и он в основном, но не полностью, продукт эпохи Эдо. Хэйфуку кумиути можно интерпретировать как борьба в обычной одежде. Техника этой борьбы применялась во время ношения повседневной уличной одежды того времени, для самураев это были кимоно и хакама. Для официальных мероприятий нарядом самурая являлось камисимо, которое состояло из катагину («крылата» накидка, сделанная для крепости из пеньки) и соответствующих хакама, одеваемых поверх кимоно.

Фактически, ношение обычной одежды позволило более широкое применение атэмидзюцу, атакуя кюсё (жизненно важные точки). Однако, как и в случае с ёрой кумиути, атэми имели только второстепенное значение в хэйфуку кумиути. Следует иметь в виду, что самурай почти никогда не был полностью безоружен. В помещении он носил вакидзаси (короткий меч), или более практичный танто (нож), а во время прогулки или путешествия, носил свои дайсё, пару мечей, длинный и короткий.

Основной проблемой, при расчете на технику дзюдзюцу, было то, что бороться приходилось с вооруженным противником, и необходимо было сначала воспрепятствовать тому, чтобы он не успел достать свой меч. Это делалось путем захвата его рук, в первую очередь, правой руки, которая использовалась, чтобы достать меч, или препятствовать его тайсабаки (перемещения тела). Один из способов ограничения тайсабаки (передвижения) противника состоял в том, чтобы препятствовать тому, чтобы он не смог воспользоваться цука(рукоять меча) или сая (ножны), или обоими, таким образом, делая почти не возможным для него достать меч. С другой стороны, человек, которому мешали, мог попытаться ответить на эту тактику многими техниками, которые позволяли достать ему меч, или управлять противником другим способом.

Фото 2 – 18. Катаяма Хоки рю «оси томэ». Оба участника сидят в сэйдза, в тот момент, когда участник справа пытается вынуть свой вакидзаси, он останавливается и разоружается, используя технику, называемую оси томэ (Сфотографировано с разрешения  Накасима Ацуми)
Фото 2 – 18. Катаяма Хоки рю «оси томэ». Оба участника сидят в сэйдза, в тот момент, когда участник справа пытается вынуть свой вакидзаси, он останавливается и разоружается, используя технику, называемую оси томэ (Сфотографировано с разрешения Накасима Ацуми)

Тактика, направленная на сдерживание противника, который пытался использовать свой меч, а также ответная тактика, которую использовал фехтовальщик, довольно часто включались в единый учебный план подготовки школы, в том числе и школ дзюдзюцу. Некоторые из этих техник показаны на фото с 2 – 18 по 2 – 22.

Фото 2 – 20. Болевой прием с применением собствен-ного меча противника. Глава школы (Сокэ) Энсин рю Танака Фумон, показывает, как можно подчинить противника его же собственным мечом после попытки вынуть его. Обратите внимание, как цуба (гарда) используется для оказания давления.
Фото 2 – 20. Болевой прием с применением собствен-ного меча противника. Глава школы (Сокэ) Энсин рю Танака Фумон, показывает, как можно подчинить противника его же собственным мечом после попытки вынуть его. Обратите внимание, как цуба (гарда) используется для оказания давления.
Фото. 2 – 21. Катаяма Хоки рю «кодзири гаэси». Накасима Ацуми (слева), Сокэ Катаяма Хоки-рю дзюдзюцу, демонстрирует, как избежать попытки проведения болевого приема вашим собственным  оружием (Сфотографировано с разрешения  Накасима Ацуми).
Фото. 2 – 21. Катаяма Хоки рю «кодзири гаэси». Накасима Ацуми (слева), Сокэ Катаяма Хоки-рю дзюдзюцу, демонстрирует, как избежать попытки проведения болевого приема вашим собственным оружием (Сфотографировано с разрешения Накасима Ацуми).
Фото  2 – 22. Катаяма Хоки рю «куруми модоси». Накасима Ацуми  показывает, как можно предотвратить выхватывания меча фехтовальщиком. Обратите внимание, что правой рукой он контролирует сая фехтовальщика, а левой рукой не позволяет противнику отойти. Затем фехтовальщик выводится из равновесия и опрокидывается на спину, без потери контроля над мечом своего противника (Сфотографировано с разрешения  Накасима Ацуми).
Фото 2 – 22. Катаяма Хоки рю «куруми модоси». Накасима Ацуми показывает, как можно предотвратить выхватывания меча фехтовальщиком. Обратите внимание, что правой рукой он контролирует сая фехтовальщика, а левой рукой не позволяет противнику отойти. Затем фехтовальщик выводится из равновесия и опрокидывается на спину, без потери контроля над мечом своего противника (Сфотографировано с разрешения Накасима Ацуми).

Техники обезоруживания

При защите от противника, который сумел вытащить меч, необходимо было помешать ему, эффективно использовать его. Многие рюха включали техники известные как муто дори, которые использовались, чтобы разоружить противника обнажившего свой меч. Тот, кто выполнял разоружение, не имел меча, или предпочитал не использовать его, отсюда и название муто или «нет меча» (на фото 2 – 23 приведен пример). Некоторые школы также использовали термин сихара дори, что буквально означает «поймать живой клинок».

Фото 2 – 23. Безоружная защита против короткого меча (Сфотографировано с разрешения  Накасима Ацуми).
Фото 2 – 23. Безоружная защита против короткого меча (Сфотографировано с разрешения Накасима Ацуми).

Хотя муто дори широко использовалось в период Эдо на тех, кто носил повседневную одежду, эта техника, вероятней всего, произошла на поле боя. Считается, что техники муто дори использовались основателем Синкагэ-рю, Камиидзуми Исэ-но ками Нобуцуна (фото 2-24). Основываясь на своем большом опыте сражений, Камиидзуми Исэ-но ками разработал способ отбирания меча у противника, когда сам он был без меча. В зависимости от ситуации, он использовал ветку или камень, и бросал в своего противника, прежде чем поразить его своей тэгатана (рука – меч). Ягю Сэкисюсай Мунэёси, основатель Ягю Синкагэ-рю, учился у Камиидзуми Исэ-но ками, и тоже экспериментировал в разработке техник муто дори. Существует история, которая иллюстрирует навыки муто дори Сэкисюсая при встрече с Токугава Иэясу. Иэясу пригласил Сэкисюсая в свою киотскую резиденцию в Такагаминэ, и напал на него с бокуто (деревянный меч), но Сэкисюсай провел технику муто-дори и быстро одолел Иэясу. Иэясу должно быть был очень впечатлен, потому что он предложил Сэкисюсаю двести коку и стать его учителем по воинским искусствам для семьи Токугава. Сэкисюсай, которому в то время было уже шестьдесят восемь лет, отказался, сославшись на возраст, но предложил вместо себя своего пятого сына, двадцати четырехлетнего Мунэнори. Это был тот самый Ягю Сэкисюсай Мунэёси, что повлиял на Фукуно Ситироэмона Масакацу и Окури Ниэмона. Им обоим приписывают то, что они разработали свои собственные системы дзюдзюцу и сделали себе имя в первой половине семнадцатого века.

Фото 2 – 24.  Камиидзуми Исэ-но ками Нобуцуна, опытный воин, основавший Синкагэ рю, который был не только отличным фехтовальщиком, но основоположников муто дори (из Муся Сюгё Дзюнроку-но дэн).
Фото 2 – 24. Камиидзуми Исэ-но ками Нобуцуна, опытный воин, основавший Синкагэ рю, который был не только отличным фехтовальщиком, но основоположников муто дори (из Муся Сюгё Дзюнроку-но дэн).

Столкнувшись с фехтовальщиком, безоружному человеку требовалось не только высокое мастерство, но и крепкие нервы. Так, с практической точки зрения, не было ни какой гарантии, что эти техники будут работать против опытного фехтовальщика и некоторые мастера использовали какуси буки (скрытое оружие), чтобы повысить свои шансы на выживание.

ТЕХНИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ШКОЛЫ ДЗЮДЗЮЦУ ХОНТАЙ ЁСИН-РЮ
БУСИДО 武士道: ПУТЬ ДЛИНОЮ В ЖИЗНЬ10 апреля 2022