Их сначала официально объявили вымершим народом и после этого учинили массовые расправы. Четверых последних чарруа вывезли во Францию для потешных показов?
Европейцы узнали о существовании нового континента, Америки, в самом конце 16 века. Вскоре увидели, что континент обитаем - племена там жили в условиях каменного века. Люди изготавливали примитивную домашнюю утварь из глины и пользовались каменными орудиями труда.
Спустя лет двести чужаки пожаловали туда с корыстными целями, то были испанцы. Аборигены защищали свои исконные земли. Противостояние местных и пришлых окончилось в пользу чужаков по понятной причине - прибывшие белые люди владели современным оружием и технологиями.
На территории современного Уругвая и части Бразилии и Аргентины в те времена проживала большая нация, которую европейцы окрестили собирательным понятием - чарруа. От неё не осталось никого. Из языка тех людей известно около 70 слов, по ним прослеживается родственность языка чарруа с языком чана.
Самоназвание народа осталось неизвестным.
"Чарруа" - галисийское слово, означает деревянные маскарадные маски с агрессивными гримасами.
Галисия — исторический регион с автономным сообществом в составе Испании на северо-западе Пиренейского полуострова. Галисийский язык близок португальскому.
Приблизившись по заливу Ла-Плата к берегу, испанцы увидели местных обитателей - с раскрашенными лицами и телами, с пирсингом и татуировками, в ярких нарядах. Это напомнило им галисийские маскарады, прозвище для невиданного народа тут же было готово.
Если европейцы так прозвали аборигенов, значит, те и впрямь были воинственны и нетерпимы. Но следов каннибализма в их культуре археологи не обнаружили (в отличие от их соседей гуарани).
Но кто они были - масса людей, за тысячелетия не организовавших цивилизацию?
Для сплочения нации в сложные периоды символами борьбы, камертонами поведения выбирают примеры из прошлого. Это обычное явление для любого периода и любого народа. Так произошло и у современных индейцев Уругвая. На реальной основе родились легенды, не находящие исторического подтверждения.
***Кстати, современные индейцы Уругвая генетически не имеют отношения к древним жителям этой территории.
Сказочная версия
1.
В легендарных повествованиях чарруа - высокие статные атлеты, гордые и независимые, а говорили на неизвестном ныне языке.
2.
"Карибские людоеды" захватили и съели конкистадора Хуана де Солиса - главного навигатора Испании, первым ступившего на земли современного Уругвая осенью 1515 г.
3.
Когда испанцы истребили аборигенов той земли, последних четверых в 1833 г. они поймали живьём и отвезли во Францию. Это были вождь, шаман и парень с беременной женой. Их стали показывать как диковину. Трое пленников поочерёдно умерли в короткий срок, а папаша с новорождённой дочкой сбежал.
Даже если бы они сбежали, возродить народ силами отца и дочки не удалось бы, увы. Но для легенды красиво.
Что из всего растиражированного могло быть правдой?
Анализирую источники, в числе которых труд волгоградского историка Тимура Нелина, который провёл источниковедческий анализ публикаций о чарруа и использовал лингвистические, антропологические, этнологические факты и выводы.
Посмотрим через фильтры фактов
Народ, существовавший совсем недавно, в 19 веке, действительно, вымер. Почти не осталось визуальных свидетельств о них (записки путешественников мало пригодны, авторы не обладали антропологическими, этнографическими и культурологическими знаниями).
Доверимся только простому описанию, например, французского натуралиста Д’Орбиньи: у чарруа широкие лица, выдающиеся скулы, медная кожа, прямые жёсткие волосы. Средний рост женщин - 165 см., мужчин - 168 см.
Поэтому о наших недавних соседях по планете приходится более судить как о далёких предках - по археологическим артефактам.
1.
А они показывают, что люди племён чарруа по физическому строению сходны с представителями Патагонии (в другой терминологии - пампидами).
Патагония - самая южная часть Южной Америки. В наше время её делят между собой Аргентина и Чили.
И если тысячу и более лет назад люди такого роста могли считаться высокими в сравнении с ближайшими соседями, то в современном понимании это люди среднего и ниже роста.
Внешность чарруа соответствует описанию Д’Орбиньи. Добавлю, что лица у них были крупные, нос - узкий и высокий (орлиный), рот широкий, губы толще европейских; тон бронзовой кожи довольно тёмный. Вероятно, глаза тёмно-карие.
Такими запечатлели пленников на парижской выставке:
Культура (утварь и орудия) также схожи с патагонскими.
Язык чарруа исчез вместе с его носителями, но он не был изолятом, существовал родственный ему язык чана, на котором говорили в некоторых племенах Южной Америки. Сейчас он тоже фактически мёртвый язык, полуговорящим на нём (знает 250 слов) признали одного аргентинца.
Я бы не стала утверждать, что уровень каменного века, при котором испанцы застали индейцев, - пик их развития. Ведь обнаружили недавно в непроходимых джунглях в Боливии Котоку и Ландивар - древние сложно организованные города с общественными и церемониальными местами и прямыми дорогами к мелким населённым пунктам, это уровень начального государства.
Но увидеть их можно только с помощью лидара (лазерное сканирование с вертолёта) - большие территории там труднодоступны.
2.
С чего бы чарруа стали лакомиться Хуаном де Солисом, если в их культуре не обнаружена антропофагия... Чрезвычайно сомнительно. Но попал бедолага именно к ним и живым его больше не видели.
3.
Чарруа стали гибнуть от завезённых европейцами болезней. Некоторые стали переселяться и ассимилироваться с соседями, спасаясь от охоты за рабами. А последние группы чарруа пришельцы заманили приглашением на переговоры и перебили мужчин, а женщин и детей взяли в рабство.
Четверых из них и подарили французскому капитану, который вывез пленников к себе на родину. Он не были последними чарруа, так он их позиционировал для поднятия интереса публики к "экспонатам" своей жестокой выставки.
Те люди были: вождь Ваймака Пиру, шаман Сенакуа Сенаке, наездник Такуабе и его беременная жена Гуюнуса. Вскоре они умерли, но не от тоски по свободе, а от болезней. Например, женщина была поражена туберкулёзом лёгких.
А ещё есть сомнения, что эти несчастные были именно чарруа. Претензия уругвайского антрополога и социолога Даниэля Видарта относительно вождя Ваймака Пиру не вполне состоятельна: дескать, его рост 155 см. не отвечает средней статистике. Но его замечание о крещении молодой пары (Такуабе и Гуюнусы) более обоснованно. Христианство соглашались принять гуарани, но никак не чарруа.
А вот памятник исчезнувшему народу в Монтевидео (столица Уругвая) изваяли всё равно по истории этих четырёх страдальцев. Для символа подходит, а хронологическую нестыковку можно принять за художественное отступление (девочка у Гуюнусы родилась после смерти двух пленников, впятером этих людей было не застать).