Найти тему
Новый учитель

Как интегрировать развитие критического мышления в урок?

Оглавление

Критическое мышление — это необходимый каждому человеку комплекс навыков, которые учителя могут развивать в рамках урока. Многие задания и вопросы, предложенные в программных учебниках, уже содержат элементы для развития критического мышления. В этом материале мы подробнее расскажем о том, как сделать развитие критического мышления на уроке более системным и какие навыки нужны учителю для этого.

Зачем детям критическое мышление?

Критическое мышление — это сложный комплекс навыков, связанный с функциональной грамотностью, коммуникативными навыками, коллаборативными навыками и креативным мышлением.

Дети, у которых развито критическое мышление, умеют формировать собственное мнение и менее подвержены оценке и давлению окружающих. Они могут выстраивать личную траекторию развития и самостоятельно принимать решения в сложных ситуациях. В их жизни, вероятно, будет меньше кризисов, так как они будут более осознанными в своих действиях и словах. Критическое мышление помогает ученикам стать авторами своей жизни.

Навык поиска разнообразной литературы. Ученики должны научиться формулировать собственную точку зрения. Сначала им будет сложно сделать это самостоятельно, поэтому учитель может познакомить их с разными мнениями, в том числе через заранее подготовленные тексты.

Умение ставить вопрос/проблему. Правильно поставленный вопрос, неоднозначный или подталкивающий к сомнениям — это половина успеха урока. Для того, чтобы углубить свои знания в этом направлении, стоит познакомиться с такими методиками, как проблемное обучение (problem-based learning), обучение через кейсы (case study) и обучение через вызов (challenge based learning).

Навык ведения дискуссии. Можно сказать, что критическое мышление рождается в споре. Учитель должен уметь создавать комфортные и безопасные условия для дискуссии: уметь поддерживать правила, давать возможность высказаться каждому. Этому также поможет выстроенная коммуникативная культура в классе (у нас есть материал на эту тему).

Моделирование. Это демонстрация учителем умения, которым должны овладеть ученики. Моделирование — это детальное описание всего мыслительного процесса. По-другому моделирование называют “мыслить вслух”, например, на уроке алгебры учитель сам решает пример и полностью проговаривает ход своих мыслей, добавляя советы и “лайфхаки”, которые помогут детям.

Подготовка эталонных ответов. Эталонный ответ — это правильный ответ с правильной структурой, который учитель ожидает от своих учеников. Эталон не значит “идеал”, так как слишком идеальная работа может привести к фрустрации учеников. Скорее стоит сфокусироваться на “ожидаемом эталонном ответе”.

Создание критериев. В связке с эталонным ответом должны быть требования, которые важны в процессе выполнения работы. Критерии выступают ориентиром и делают оценивание работы прозрачным.

-2

Как интегрировать развитие критического мышления в урок?

Важно помнить, что большинство действий в уроке (от простого повествования и воспроизведения материала до анализа, оценки и рефлексии) способствуют развитию критического мышления у учеников.

Объясните ученикам, что такое критическое мышление. Создание точного определения поможет вам более четко общаться со своими учениками и позволит вам определить важные аспекты критического мышления, которые вы (и ваши ученики) иначе могли бы упустить. “Подумайте вслух” о том, как вы применяете критическое мышление. Расскажите, какие вопросы вы задаете себе, источнику или человеку. Предоставьте ученикам задание, в котором они продемонстрируют критическое мышление, и дайте им аргументированную обратную связь.

Научите детей отличать факты от оценок/мнений и формулировать субъективную личную оценку. Факт — это событие, подтвержденное надежными объективными свидетельствами. Например, фактом может быть подтверждённая научная теория или происшествие с сотней свидетелей. Мнение — это субъективная оценка факта конкретной личностью.

Пример факта: Эйфелева башня находится в Париже.
Пример оценки/мнения: Эйфелева башня уродливая и портит вид города.

Оценивайте работы в рамках одного критерия. На старте осознанного развития критического мышления можно уделить внимание не сразу всему спектру процессов (анализ, оценка, прогнозирование, сравнение и т.д.), а только одному. Уделяйте внимание конкретным действиям ученика, чтобы он почувствовал успех и получил качественную обратную связь.

Находите связи и учите этому учеников. Связи бывают разные: логические, причинно-следственные и др. Ученик часто смотрит на источник информации как на повествовательный текст. Задача учителя — показать связность смысловых элементов. Можно показывать связи явно с помощью таблиц и схем или “прятать” их в структуру текста.

Приводите аналогии. Выстраивание аналогий или синонимичных рядов помогает ученику фокусироваться на схожести в предметах, и тем самым развивает навыки сравнения.

Ставьте открытые вопросы. Открытые вопросы — это вопросы, не имеющие одного четкого правильного ответа. Ученики могут сталкиваться с открытыми вопросами на этапе мотивации в уроке (подробнее об этапах урока мы писали в материале “как планировать урок: этапы и структура”). Если дети научатся ставить открытые вопросы, то они смогут посмотреть на проблему широко и предположить существование множества ответов.

Список литературы:

  1. Jonathan Heard, Claire Scoular, Daniel Duckworth, Dara Ramalingam and Ian Teo “Critical thinking skill development framework”
  2. Reboot worksheet “How to teach critical thinking”

Узнать больше о программе «Учитель для России».

#учитель #школа #учеба #критическое мышление #психология #дети