Девочки, хотелось бы снова поговорить про иноагентские списки.
В минувшую пятницу много шума в тусовке наделало присвоение статуса иноагента Олегу Кашину. Кашину, про которого каждая собака и попугайчик в доме активиста ФБК знала, что он вообще-то кремлевский блогер, про которого каждый уважающий себя пиарщик считал своим долгом после пары рюмок сказать «да, Кремль шлет в Лондон пачки денег в дипломатических чемоданах, а вы разве не знали?».
На этом фоне почти незамеченным прошло получение того же самого иноагентского статуса Алексеем Пивоваровым, который, между прочим, когда-то в прошлой жизни считался образцом квази-лояльной журналистики. Если кто не помнит, Пивоваров работал генпродюсером RTVI (который принято связывать со структурами Сергея Чемезова) и участвовал в съёмках корпоративных фильмов фактически государственного «Яндекса» и стратегического российского оператора «Билайн».
Под постом Пивоварова в инстаграме приличествующий такому случаю комментарий Ксении Анатольевны: мол, Лёша, держись, более независимого и беспристрастного журналиста ещё поискать.
Сами журналисты - и Кашин, и Пивоваров - комментируют свое агентство максимально спокойно. Все все понимают: списки иноагентов составляются, кажется, максимально рандомно.
Но одна новая закономерность в них все же есть: даже если когда-то ты был системным, либо ты прекращаешь мандеть на любые «чувствительные темы», либо отправляешься в бан. Все прежние заслуги обнуляются.
И неважно, что ты пишешь хорошие песни и отвёл тысячу корпоративов (как Face или Моргенштерн), или написал тысячу колонок про русских (Кашин), или веселил русских людей своими шутками (Понасенков).
Что ещё важно: все, получившие статус иноагентов - реально читаемые, просматриваемые, прослушиваемые народом писатели, музыканты, артисты и блогеры. И вырезать их из повестки при помощи статусов и иноагентской ебалы можно сколько угодно, смотреть, слушать и читать их не перестанут. В конце концов даже в советское время самиздат существовал в виде переписываемых вручную тетрадок с Булгаковым.
Скорее таким образом государство отгороживается от «иноагентов». А по сути, как мы сейчас начинаем четко видеть, любой «внепартийной» культуры. По принципу: я не вижу, значит, этого нет.
Так красавица из Тиндера банит всех своих бывших, но на самом деле каждый раз напивается и оказывается поутру в их постели.
Причём, девочки, оказаться в списке бывших очень легко теперь, если у вас не металлическая терка вместо мозгов. Что с этим всем делать и чем будут заполнять пустое пространство, которое осталось от всех, кто загнан под иноагентскую скатерть - решительно непонятно.
Ольга Бузова и пустота.