Один уважаемый человек говорил: если долго всматриваться в бездну, бездна начинает всматриваться в тебя. Но Ницше имел в виду бездну метафизическую. Если же говорить о бездне более понятной — подземных глубинах, то ниже залитых солнцем полей, ниже катакомб, пещер, посещаемых летучими мышами, ниже прошитых сталагмитами и освещённых мерцающими кристаллами подземных залов, о которых не знает никто, — то ниже, ещё ниже, — в бездонных провалах уходящих за границы вообразимого, — физическая бездна, превращаясь в идею себя, становится именно бездной метафизической. И вот оттуда за подлунным миром наблюдают бехолдеры. А уж им-то есть чем всматриваться.
...Бехолдер — очень своеобразный монстр, отсутствующий в традиционных и современных мифологических системах, ассоциирующийся исключительно со вселенной D&D и являющийся её неофициальным символом. Описывать этих существ можно долго, ибо детально проработана даже их анатомия. Однако, как расположены рёбра бехолдера, где у него мозг, а где желудок, не так уж и важно. Если же кратко, то типичный бехолдер веситоколо двух тонн, обладает шарообразным телом диаметром 180 сантиметров, огромным — как у гигантского кальмара — «центральным» глазом и восемью дополнительными глазами на гибких отростках. Снизу тела бехолдера находится пучок из четырёх щупальцев, ограниченно годных для захвата и манипуляций предметами. Но для передвижения они не используются. Бехолдер постоянно левитирует на небольшой высоте.
Пасть бехолдера позволяет ему откусывать до половины искателя подземных приключений за атаку. Но главную проблему составляют глаза. Центральный блокирует магию в пределах поля зрения, прочие же стреляют лучами, каждый из которых имеет эффект заклинания средней степени зловредности… Однако, это всё тоже не слишком интересно.
Важно же, что бехолдеры — высокоразумный и общественный вид. Причём, общественный почти в том же смысле, что и муравьи. В каменных лабиринтах полуметафизического нижнего Андердарка бехолдеры образуют ульи, возглавляемые «матками» диаметром до 3 метров и весом до 10 тонн. Соответственно, принято у бехолдеров и деление на специализированные касты, — отличающиеся количеством и назначением глаз, а также развитием щупальцев. Вместе с симбионтами, происходящими из тех же бездн, и обладающих фантастическим обликом, разновидности «наблюдателей» образуют «нацию» бехолдеров.
Описание данное выше можно считать относящимся к «рабочему». В том, примерно, смысле, в котором «рабочими» могут считаться муравьи-амазонки, работой которых является похищение личинок из гнёзд других видов. Бехолдеры нуждаются в материальной культуре, — в частности, в покрывающих стены пещер ульях, — но сами её не создают. Эффективных рук, как легко заметить, у них нет. А значит, задачей нации является добыча не только пищи, но и рабов.
Охраняющие улей солдаты бехолдеров разнообразны, но всегда существенно слабее рабочих, так как действуют группами. «Рабочий» же — и один в поле воин. Проникая в вышележащие ярусы Андердарка, а также и на поверхность, бехолдеры ищут варварские племена, чтобы, смутив дикарей грозными чудесами и представляясь богами, насаждать в их среде псевдорелигиозные культы, и учить паству… тому, что обращёнными сектантам придётся делать в улье.
Получается, что-то вроде палеоконтакта, но куда более убедительного, ибо как цели, так и средства инициаторов не противоречат здравому смыслу.
...Почему бехолдеры не завоевали мир? Ну… во-первых, конкуренция слишком сильна. Мир-то завоевывать отбоя нет желающих. Кроме того, бехолдеры умны и обладают полной свободой воли. «Нация» и ульи существуют лишь из-за особенностей размножения и необходимости иметь безопасный тыл. В действительности же общество бехолдеров раздирается классовой борьбой. Каждая из каст считает себя совершенством и ненавидит прочие касты.