Найти тему

КНИГА ЛЕВИТ (ч.103): ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ ЗАВЕТА

Во втором тысячелетии до нашей эры на древнем Ближнем Востоке международные договора между могущественной державой (сюзереном) и более слабым государством (вассалом) обычно имели определённую форму. (1) Они начинались с имени и идентификации великого царя, который предлагал договор/соглашение (завет) своему вассалу. (2) Затем излагалась история отношений двух сторон договора. (3) Они содержали условия — требования, которые должен был выполнять вассал. (4) В них также прописывались благословения и проклятия: указывалось, как будет благословлён реципиент (вассал), если будет соблюдать условия договора, и как он будет проклят, то есть наказан, если не будет соблюдать их.

Завет, который Бог заключил со Своим народом на Синае (когда Он дал им Закон) был составлен в форме договора между сюзереном и вассалом. В Исх. 19, 20 Господь назвал Своё имя и представил доказательства права быть Великим Царём Израиля. Затем Он напомнил Израилю предыдущую историю отношений между двумя сторонами завета: Он вывел Израиль из египетского рабства. В книгах «Исход» и «Левит» Бог представил условия договора/завета: повеления и законы, которые Израиль должен был соблюдать. Кульминацией договора в Лев. 26 было перечисление благословений и проклятий, которые последуют, если Израиль соблюдёт или не соблюдёт эти условия.

Глава 26 книги «Левит» служит подобающим заключением к законодательству, изложенному в главах 1—25. В нём представлены, как минимум, две существенные причины для израильтян исполнять законы, которые дал Бог: если они будут соблюдать закон, то Бог их благословит; если они не будут соблюдать, то Бог их проклянёт.

Прежде чем начать Своё откровение о наградах и наказаниях в связи с заветом, Господь напоминает Израилю основные требования Закона.

«Не делайте себе кумиров и изваяний, и столбов не ставьте у себя, и камней с изображениями не кладите в земле вашей, чтобы кланяться пред ними, ибо Я Господь, Бог ваш. Субботы Мои соблюдайте и святилище Моё чтите: Я Господь» (Лев. 26:1, 2).

Стихи 1, 2. Эти стихи можно рассматривать как обобщающие законы, изложенные в предыдущих двадцати пяти главах. Что Господь требовал от Своего народа?

В соответствии с первыми двумя из Десяти заповедей израильтяне должны были отказаться от идолопоклонства и поклоняться одному только Богу. Они не должны были (1) делать себе кумиров, (2) поклоняться изваяниям и (3) кланяться столбам или камням с изображениями. Все эти формы идолослужения были в древности широко распространены в земле ханаанской и по всему Ближнему Востоку. Основным отличием Израиля было то, что этот народ не должен был поклоняться языческим богам подобно жителям Ханаана или окружающим народам. Напоминая Своему народу о том, что они должны были быть полностью преданными Ему, Господь подчёркивает, что на них лежит ответственность быть святыми, так как Он свят. От них требовалось жить непорочно и благопристойно, проявляя любовь к другим людям.

Народ также должен был соблюдать субботы Господни и чтить Его святилище. Вероятно, Господь хотел, чтобы это повеление включало все изложенные в книге «Левит» требования, которые относились к скинии, поклонению и жертвоприношениям. В таком случае оно охватывало соблюдение всех особых дней Божьих, описанных в главах 23—25.

В конце Господь, подчёркивая важность Своих слов, снова говорит: «Я Господь».

#тора #ветхий завет #библия #хакнем_иудаизм #толкование библии #изучение библии #библия онлайн #священное писание #священные писания #толкование ветхого завета