Найти тему

ОСНОВНЫЕ И ВТОРИЧНЫЕ БОЕВЫЕ ИСКУССТВА САМУРАЕВ

В литературе по воинским искусствам некоторые искусства называют основными, а другие – вторичными. Кроме этого, Д.Дреггер говорит о третьей категории - вспомогательных искусствах. В ряде школ искусство борьбы рассматривается как вторичная система, и это в полнее нормально, что в школе, в основе обучения которой лежат техники кэндзюцу, дзюдзюцуподобные техники отводились на второй план. Хотя существовало большое количество школ владения оружием, в которых искусство борьбы рассматривалось вторичным, борьба ни в коем случае не была менее важной, или чем-то технически низшим, по сравнению с искусством владения оружием, например, как кэндзюцу. Особенно в классическом сражении, где природа боя была такова, что результат схватки один на один, даже если она начиналась с применением оружия, довольно часто решался посредством куми ути. Воин, который не был знаком с искусством борьбы, видел, что его шансы выжить уменьшаются при переходе в этот заключительный этап схватки.

Термины «основные» и «вторичные», возможно, более уместны, когда указывают на позицию определенного искусства в пределах учебной программы конкретной школы. Таким образом, использование этих терминов завесило от специализации школы. Искусство, иногда называемое вторичным, также существовало как независимая система, используемая в другом месте. Для школы владения мечом, дзюдзюцу было, пожалуй, вторичным, но в тоже время для школы дзюдзюцу противоположное отношение тоже могло быть. Пословица воинских искусств гласит «Будзюцу сёгэй но титихаха ва тайдзюцу нари» («тайдзюцу является отцом и матерью всех боевых искусств»), ясно указывая на важность овладения дзюдзюцу (в данном случае используется название тайдзюцу или «искусство тела»), прежде чем перейти к другим системам. Прежде чем начать использовать оружие, надо знать возможности и недостатки собственного тела. Как можно ожидать эффективное использование оружия от человека, если он не знает, как эффективно использовать собственное тело, не говоря уж о контроле над ним? Разум, тело и оружие должны стать одним целым, и таким образом, владение собственным телом имеет важно значение. Подобная идея иллюстрируется в пословице кэндзюцу «Ги кэн тай ити» («Разум, меч и тело едины»).

Некоторые воинские искусства вряд ли можно рассматривать как независимые системы. Для ходзёдзюцу, искусство связывания схваченного противника, требуется в первую очередь еще одно искусство, чтобы подчинить противника под свой контроль, и поэтому оно изучается вместе с дзюдзюцу. Однако ходзёдзюцу также применялось в школах иайдзюцу или кэндзюцу, используя сагэо (шнур, крепившийся к ножнам меча), но чтобы связать противника использовались, как правило, способы дзюдзюцуподобных техник. Сюрикэндзюцу, искусство метания лезвий в противника, теоретически может быть рассмотрено как самостоятельное искусство, поскольку не зависит от другой системы. Однако это искусство часто используется в комбинации с дзюдзюцу, иайдзюцу или кэндзюцу. Настоящей целью метания снаряда (сюрикэн, камень, палка, чаша с рисом и т.д.) в противника являлось не убить его, так как это было очень трудно сделать, в отличие от кино, а для отвлечения внимания, чтобы приблизиться в зону возможного нанесения удара. После этого противник мог быть зарублен мечом, или схвачен, используя дзюдзюцуподобные техники.

На поле боя не было четкого разграничения между различными системами при участии в ближнем бою. Бойцы использовали смесь тактик, которые сейчас часто называются «индивидуальные системы». Использование дополнительных тактик показано на фото 4 – 3.

Фото 4 – 3. Поединок на поле боя в школе Кодэн Энсин-рю. На поле боя участники сражения использовали различные дополнительные тактики, почерпнутые из того, что сегодня рассматриваются как отдельные системы. На фотографиях представители Кодэн Энсин-рю демонстрирую вариант техники называемой Саси-кэн (пронзающий меч). Обе стороны сначала применяют технику кэндзюцу (а), до наступления безвыходного положения сточки зрения кэндзюцу (b). Воины приблизились и начинали толкать друг друга. В современном кэндо подобная ситуация называется цуба дзэриай, и не позволяет ни одной из сторон сделать решающий удар (с). Чтобы выйти из безвыходного положения и эффективно использовать меч традиционным способом для кэндзюцу, оба воина должны создать некоторое расстояние между собой. Фехтовальщик справа берет инициативу на себя и отталкивает своего противника ногой, после чего тот
Фото 4 – 3. Поединок на поле боя в школе Кодэн Энсин-рю. На поле боя участники сражения использовали различные дополнительные тактики, почерпнутые из того, что сегодня рассматриваются как отдельные системы. На фотографиях представители Кодэн Энсин-рю демонстрирую вариант техники называемой Саси-кэн (пронзающий меч). Обе стороны сначала применяют технику кэндзюцу (а), до наступления безвыходного положения сточки зрения кэндзюцу (b). Воины приблизились и начинали толкать друг друга. В современном кэндо подобная ситуация называется цуба дзэриай, и не позволяет ни одной из сторон сделать решающий удар (с). Чтобы выйти из безвыходного положения и эффективно использовать меч традиционным способом для кэндзюцу, оба воина должны создать некоторое расстояние между собой. Фехтовальщик справа берет инициативу на себя и отталкивает своего противника ногой, после чего тот
падает и немедленно принимает защитную позицию (d). Воин справа вынужден приблизиться для нанесения удара, но противник готов отбить его удар мечом (e, f). (В Энсин-рю кэндзюцу и иайдзюцу, есть подобное, но более стилизованное положение, называемое, тории гамаэ). В тоже время, воин, который лежит на земле, применяет дзюдзюцуподобную технику – аси гарами (запутывание ноги), чтобы вывести нападающего из равновесия, и таким образом, помешать нанести рубящий удар мечом (g,h). Нападавший вынужден упасть (i). Воин слева приближается (в Энсин-рю это положение известно как тодомэ гамаэ) для убийства (тодомэ), и добивает своего противника (k).
падает и немедленно принимает защитную позицию (d). Воин справа вынужден приблизиться для нанесения удара, но противник готов отбить его удар мечом (e, f). (В Энсин-рю кэндзюцу и иайдзюцу, есть подобное, но более стилизованное положение, называемое, тории гамаэ). В тоже время, воин, который лежит на земле, применяет дзюдзюцуподобную технику – аси гарами (запутывание ноги), чтобы вывести нападающего из равновесия, и таким образом, помешать нанести рубящий удар мечом (g,h). Нападавший вынужден упасть (i). Воин слева приближается (в Энсин-рю это положение известно как тодомэ гамаэ) для убийства (тодомэ), и добивает своего противника (k).

Источник: Серж Мол. Классические боевые искусства Японии

ВИДЕО И КНИГИ ОТ БУДЗЮЦУ ДО БУДО «БУСИДО 武士道: ПУТЬ ДЛИНОЮ В ЖИЗНЬ»

НАЙДЕНА КЛЯТВА НИНДЗЯ
БУСИДО 武士道: ПУТЬ ДЛИНОЮ В ЖИЗНЬ21 мая 2022
ЯПОНСКИЙ АРХЕОЛОГ ИДЕНТИФИЦИРОВАЛ ПРОТОТИПЫ СЮРИКЭНОВ