В литературе по воинским искусствам некоторые искусства называют основными, а другие – вторичными. Кроме этого, Д.Дреггер говорит о третьей категории - вспомогательных искусствах. В ряде школ искусство борьбы рассматривается как вторичная система, и это в полнее нормально, что в школе, в основе обучения которой лежат техники кэндзюцу, дзюдзюцуподобные техники отводились на второй план. Хотя существовало большое количество школ владения оружием, в которых искусство борьбы рассматривалось вторичным, борьба ни в коем случае не была менее важной, или чем-то технически низшим, по сравнению с искусством владения оружием, например, как кэндзюцу. Особенно в классическом сражении, где природа боя была такова, что результат схватки один на один, даже если она начиналась с применением оружия, довольно часто решался посредством куми ути. Воин, который не был знаком с искусством борьбы, видел, что его шансы выжить уменьшаются при переходе в этот заключительный этап схватки.
Термины «основные» и «вторичные», возможно, более уместны, когда указывают на позицию определенного искусства в пределах учебной программы конкретной школы. Таким образом, использование этих терминов завесило от специализации школы. Искусство, иногда называемое вторичным, также существовало как независимая система, используемая в другом месте. Для школы владения мечом, дзюдзюцу было, пожалуй, вторичным, но в тоже время для школы дзюдзюцу противоположное отношение тоже могло быть. Пословица воинских искусств гласит «Будзюцу сёгэй но титихаха ва тайдзюцу нари» («тайдзюцу является отцом и матерью всех боевых искусств»), ясно указывая на важность овладения дзюдзюцу (в данном случае используется название тайдзюцу или «искусство тела»), прежде чем перейти к другим системам. Прежде чем начать использовать оружие, надо знать возможности и недостатки собственного тела. Как можно ожидать эффективное использование оружия от человека, если он не знает, как эффективно использовать собственное тело, не говоря уж о контроле над ним? Разум, тело и оружие должны стать одним целым, и таким образом, владение собственным телом имеет важно значение. Подобная идея иллюстрируется в пословице кэндзюцу «Ги кэн тай ити» («Разум, меч и тело едины»).
Некоторые воинские искусства вряд ли можно рассматривать как независимые системы. Для ходзёдзюцу, искусство связывания схваченного противника, требуется в первую очередь еще одно искусство, чтобы подчинить противника под свой контроль, и поэтому оно изучается вместе с дзюдзюцу. Однако ходзёдзюцу также применялось в школах иайдзюцу или кэндзюцу, используя сагэо (шнур, крепившийся к ножнам меча), но чтобы связать противника использовались, как правило, способы дзюдзюцуподобных техник. Сюрикэндзюцу, искусство метания лезвий в противника, теоретически может быть рассмотрено как самостоятельное искусство, поскольку не зависит от другой системы. Однако это искусство часто используется в комбинации с дзюдзюцу, иайдзюцу или кэндзюцу. Настоящей целью метания снаряда (сюрикэн, камень, палка, чаша с рисом и т.д.) в противника являлось не убить его, так как это было очень трудно сделать, в отличие от кино, а для отвлечения внимания, чтобы приблизиться в зону возможного нанесения удара. После этого противник мог быть зарублен мечом, или схвачен, используя дзюдзюцуподобные техники.
На поле боя не было четкого разграничения между различными системами при участии в ближнем бою. Бойцы использовали смесь тактик, которые сейчас часто называются «индивидуальные системы». Использование дополнительных тактик показано на фото 4 – 3.
Источник: Серж Мол. Классические боевые искусства Японии
ВИДЕО И КНИГИ ОТ БУДЗЮЦУ ДО БУДО «БУСИДО 武士道: ПУТЬ ДЛИНОЮ В ЖИЗНЬ»