Обратная связь - один из немногих инструментов руководителя, который позволяет подкрепить или скорректировать рабочее поведение сотрудников. При этом, чаще случается, что руководитель считает необязательным предоставлять обратную связь в случае, когда сотрудник справился с заданием. И это удивительно, потому что кроме очень важного подтверждения сотруднику, что он все сделал правильно, это позволяет мотивировать его дополнительно.
Однако, положительная обратная связь эффективна, если она дается корректно. И это важно не менее, чем корректность конструктивной обратной связи (при наличии ошибок или недостижении результата). По сути, предоставление положительной обратной связи напрямую связано с поощрением сотрудника и часто включает его в себя.
Какие же правила важно соблюдать, если вы хотите получить максимальный эффект от предоставления положительной обратной связи сотрудникам, поощряя их?
Правило 1. Предоставляем положительную связь, поощряем сотрудника при каждом проявлении активности в работе с положительнымрезультатом. Даже когда этот положительный результат минимален.
Правило 2. Поощрение должно быть значимым для конкретного работника и связано с его работой. Важно, чтобы поощрения были разнообразными и соразмерными достижениям конкретного сотрудника.
Правило 3. Рекомендуется делать поощрение гласным. Ведь публичная похвала эффективнее, чем приватная.
Правило 4. Для еще большей эффективности поощрения рекомендуется сформировать специальные ритуалы, обычаи, традиции. Думаю, в каждой организации есть собственные примеры традиций и ритуалов. Например, размещение фотографии лучшего сотрудника месяца на специальном стенде физического пространства или виртуального, информирование о достижениях сотрудника, успешно реализовавшего проект на митинге и т.д. При этом отрицательные традиции, связанные с достижениями должны быть вытеснены положительными традициями. Это невозможно сделать приказом, а лишь целенаправленно заменяя одни другими.
Правило 5. Правильно организовывать информирование о приближении к завершению выполнения задания, к достижению цели. Это обусловлено действием закономерности: чем ближе момент получения поощрения, тем активнее человек работает.
И, конечно, поощрение должно восприниматься всеми членами организации, как доступное. Т.е. каждый сотрудник должен знать о том, что оно есть в организации, понимать какое оно может быть ( от похвалы до премирования), знать об условиях его получения и ощущать возможность именно для себя получить его.