Найти тему
Андрей Костров

С днём рождения, великий!

С днём рождения, великий! 

Из книги 9/18. нов.ред.

«Евгений Онегин» для меня все эти годы был чет-то вроде доброй священной книги. Книжечку-поэму, карманный вариант с иллюстрациями, я носил с собой, как паспорт, купленную мною однажды в одной из командировок в маленьком городке Сегежа, где квартировала наша строительная бригада. Пушкинские стихи были моим светлым утешением, охраняли меня и избавляли от страхов, от всего неуютного и темного, терзавшего мою душу в течении последних лет. Я без этой книги не мог уснуть иной раз. В дни обострения хандры, наваливавшейся на меня все чаще и чаще, навевающей страшные мысли на мою душу, делала жизнь невыносимой – будто кол внутри был вбит. И я чувствовал, что наивысшая точка этой тоски настанет неизбежно. А прижмешь у своего сердца эту книжечку - отпустит, и как ребенок с любимой игрушкой уснешь. Друзья, с которыми мне приходилось жить в одной комнате, в этот темный период моей жизни, замечали за мной эту благочестивую странность, но были снисходительны: подшучивали по-доброму, улыбаясь, и даже просили иногда почитать вслух. Но их больше не сам текст интересовал, а то, как я долго мог без запинки читать наизусть поэму. А когда я напивался в кабаке вместе с ними, то и просить меня было не надо, сам начинал щеголять стихотворным слогом, но пьяным, даже чуть выпившим, читать Пушкина у меня не получалось, как будто вылетали слова из головы. Две строчки – три произнесу, и забуду. Вот так. 

……

Душа сама вела к автору этой светлой и любимой вещицы, без которой я жить уже и не мог. Я теперь понимаю почему стихи Пушкина, да и любые стихи, нужно читать вслух. В этом есть великое значение слова. Мысль, созданная в глубине сердца творца-поэта из огня и духа, превращается в звук – в материю, и тем самым, зажигает ее молитвенным огнем, духовной силой, чтобы напитать все телесное, все поднебесное Божественными смыслами, духовными энергиями. Так происходит обожение мира: передача благодати, взятой у Бога в сердечной к Нему любви, от человека дальше в мир, наполняя все земное этой самой Божественной любовью, стихотворным слогом, культивируя бесформенную жизнь нашу. Человек – это посредник между Богом и мирозданием. Он проводник благодати Божией ко всему тварному и безмолвному. 

Я стоял у могилы поэта и молился, просил его молитв за себя. Просто стоял и смотрел в небо. Я чувствовал, что моя проблема, все мои вопросы будут разрешены скоро, я не знал когда и что должно произойти, но я был внутренне уверен, что все скоро встанет на свои места. Верил и знал, потому что стоял здесь под этим небом наполненный, успокоенный и абсолютно счастливый. 

Поэзия Александра Пушкина – это тоже Псалтирь, ее читают в России неумолкаемо. И пока будет жить на свете русский человек - не умолкнет голос Давида и Александра, он будет пронизывать мир, напитывать его живительными соками Христовой благодати. И мир будет стоять. И душа человека не умрет во век.