Когда нам плохо, это означает, что мы испытываем в моменте какие-то негативные эмоции. Если же мы хотим, чтобы нам стало хорошо, нам нужно научиться менять своё эмоциональное состояние на более позитивное.
А для того, чтобы научиться управлять своими эмоциями, нам для начала нужно понять:
- что такое эмоция
- как и почему она возникает
Представьте себе мишень из трёх кружков. Один внутри другого: маленький кружок в центре, вокруг него кружок побольше и ещё один, внешний, самый большой.
Это условная структура нашего мозга.
Самый большой кружок, внешний, - кора головного мозга, или Новый мозг. Отвечает за логику и мышление. Это Взрослая, рациональная часть, которая может адекватно воспринимать реальность и адекватно реагировать.
Второй кружок, между внутренним и внешним – Средний мозг. У него четыре основные функции. Он отвечает за эмоции, память, воображение и мотивацию.
Самый маленький кружок, в центре мишени, - Древний мозг. Управляет телом и внутренними органами. Дыхание, пищеварение и прочие инстинктивные функции.
Любые наши эмоции включает Средний мозг. Его проще всего представить, как ребёнка примерно двух лет. У него своя, очень специфическая, реальность, она больше напоминает детскую фантазию. К примеру, когда вы спите и видите сновидения, это очень похоже на реальность Среднего мозга. В ней возможно всё, что можно представить. Если картинкой можно увидеть, значит, это может случиться или это можно получить. То есть, по сути, это мозг Детский. Или ещё его можно назвать «Внутренний ребёнок». Потому что его реакции примерно такие же, как у двухлетнего ребёнка.
Когда Внутренний ребёнок видит в своей реальности что-то, что ему не нравится (или он что-то хочет получить), он включает негативную эмоцию.
То есть любая негативная эмоция – это, по сути, сигнал Внутреннего ребёнка, когда он обращается к Взрослому мозгу. Он запускает энергию (потому что отвечает также за мотивацию) и как бы говорит: «Вот тебе энергия, делай то, что я хочу». А когда мы обращаем внимание на свои эмоции и начинаем на них реагировать, у нас Взрослый становится Родителем. У него появляется такая роль. Как и в реальной жизни: когда взрослый человек общается с ребёнком, он выполняет функцию родителя.
Особенность нашего мозга состоит в том, что Внутренний ребёнок (Средний мозг) реагирует на события и запускает эмоцию быстрее, чем Внутренний родитель (Взрослый мозг) может это заметить. То есть сначала включается эмоция, а затем, примерно через секунду, мы можем её осознать.
Эта свойство мозга заложено у нас от природы и предназначено для обеспечения нашего выживания. Потому что в природе нужно действовать быстро, а любая секунда размышления может стоить жизни.
Соответственно,
сначала мы испытываем эмоции, и лишь затем можем их осознавать и влиять на них
Это значит, что мы не можем сознательно заставить себя не включать какие-то эмоции. Мы не можем их контролировать – они включаются подсознательно, как автоматическая реакция на события.
Но мы можем научиться конструктивно реагировать на те эмоции, которые испытываем. То есть не накручивать и не пугать Внутреннего ребёнка, а наоборот, его успокаивать.