Советские автомобили — явление из прошлого, которое заслуживает внимания. Немало уроков из эпохи развитого социализма может извлечь молодое поколение. Да и к тому же это целый пласт истории, который имеет культурную ценность. Принято считать, что Союз штамповал машины с механической коробкой передач. На самом деле это не так. Вернее, не совсем так. Было относительно много аналогов на «автомате». И о второй категории как раз пойдёт речь.
Откуда ветер дул?
Конечно, из-за океана. Зачастую советские инженеры вдохновлялись американскими моделями. И конструкциями всевозможных узлов. В Штатах вошла в моду АКПП. Изобретение приобрело массовый характер, а ведущие автопроизводители охотно разрабатывали новые продукты с гидромеханической коробкой передач без сцепления. В России «автомат» не стал народным, как бы того не желали конструкторы. Да и задачи такой совершенно не стояло. Поэтому большинство отечественных автомашин на АКПП на «ручке» имело всё-таки элитарный характер. А теперь нужно пройтись по персоналиям.
• ГАЗ М-21 собирался начиная с 1956 года. «Волга» была почти народной. По факту она имела прочные американские корни в дизайне и внутрянке. Кроме механической коробки могла иметь и «автомат». Всего таких комплектаций с АКПП было выпущено менее 1000 штук. Использовался 3-ступенчатый механизм. Интересно, что обычно такие машины почти всегда имели под капотом мотор компоновки V8.
• ГАЗ-13 — это уже лимузин для партийной номенклатуры в противовес предыдущему экземпляру. Под капотом серийно устанавливался 5.5-литровый бензиновый двигатель, который стыковался с 3-позиционной автоматической коробкой передач. Механизм управления был кнопочный, как и на Крайслерах, оттуда он и был скопирован. Называлась такая заднеприводная трансмиссия Powerflite. И была адаптирована для отечественной техники.
• ГАЗ-14 был одним из любимейших автомобилей Брежнева. Конечно, лимузин имел «автомат» и почти тот же двигатель, что его предшественник. «Чайка» приобрела новый угловатый кузов, а также была серьёзно изменена по ряду параметров. Это позволило ей оставаться на плаву длительное время. Всего было собрано около тысячи экземпляров.
• ЗИС-111, как и другие герои материала, мог иметь несколько типов кузовов, в том числе, открытые. Машина представительского сегмента имела в оснащении 2-скоростной автомат. В образе ЗИСа (ЗИЛа) хорошо прослеживаются черты американских сородичей.
• ЗИЛ-118 представляет собой концепткар, созданный в эпоху западного беми бума. Микроавтобус «Юность» выглядел вполне современно, а также имел светлый просторный салон-трансфоормер. Только вот в серию машина так и не пошла. А жаль. В паре с мотором V8 работала гидромеханическая коробка «автомат». Фактически на пассажирский вэн установили мотор от грузовика, поэтому подвижность у «Юности» была просто похвальной.
• ЗИЛ-4104 начал выпускаться в далёком 1978 году. Машина красивая, и относительно актуальная в своё время. И снова та же связка под капотом. Правда, мощность движка уде достигала 315 л.с., что по советским меркам было неплохим показателем. Бронированный семиместный автомобиль имел высокую плавность хода и предназначался для перевозки первых лиц государства.
• ВАЗ-2103 почти случайно попал в список. Бюджетный, пусть и очень ладный седан никогда с завода не комплектовался АКПП. История проста. В Нидерландах на «тройку», которая прибыла через Внешторгэкспорт дилеры поставили французский «автомат». Конечно, это единичный случай и прецедентов больше не было.
• ЛиАЗ 677 — первый советский автобус с АКПП. Машина из Подмосковья имеет двухступенчатый агрегат в своём распоряжении. Такие автобусы широко использовались в СССР для городских перевозок.
Если упростить, то можно сказать, что только автомобили высшего класса могли иметь автоматическую КПП. А в народном секторе такой роскоши никогда не было. Исключением были лишь «Волги» первых выпусков, которые могли похвастаться такой опцией.
Вот такие автомобили могли иметь непривычный советскому гражданину «автомат». Но, увы, разработка так и не прижилась из-за технической сложности, низкой культуры труда, особенностей политики и экономики.
Автомобильный ломбард СПБ: lombard98.ru