Это сейчас улица Казакова – ухоженная и красивая, полная интересных исторических построек. А когда-то на этом месте, в пойме речки Яузы, было обычное поле, которое украшали стебли гороха. Это была действительно окраина города, которую Москва постепенно впитала в себя.
Именно здесь, на месте горохового поля, на рубеже XVIII-XIX веков была построена усадьба, ставшая образцом московского деревянного классицистического зодчества. Автором проекта называют и А.А. Менеласа, и Н.А. Львова, и Ч. Камерона. А в середине XIX столетия здание значительно расширили и перестроили уже под руководством А.Г. Григорьева.
Владельцем дворца-усадьбы был Алексей Кириллович Разумовский, племянник фаворита императрицы Елизаветы Петровны Алексея Григорьевича Разумовского.
Возможно, граф посчитал, что жить в каменном жилище не очень безопасно для здоровья, поэтому главный усадебный дом был сделан из деревянных брусьев. Подобное для архитектуры Москвы того времени было в новинку. Дерево было обработано штукатуркой под камень. Однако боковые двухэтажные флигели были построены из кирпича.
При усадьбе был создан огромный парк, который украшали фонтаны и беседки, перголы и скульптуры, а садовые дорожки вели к Яузе.
Внутри дома семейство и гости собирались в залах, украшенных бронзой и зеркалами. В комнатах стояли изразцовые печи, резные плафоны и позолоченные потолочные карнизы. На стенах можно было увидеть редкой красоты гобелены. В доме хранились и коллекции графа Разумовского, одна из которых – библиотека средневековых книг.
Удивительно, но деревянная усадьба оказалась одним из немногих зданий, уцелевших во время пожара в 1812 году. Дом для своей резиденции выбрал маршал Мюрат чья охрана не позволила дому загореться.
В 1816 году Алексей Кириллович Разумовский вышел в отставку, выбрав своим основным местом проживания московскую усадьбу. Видимо, будучи не у дел, граф сильно скучал, поэтому устраивал разнообразные балы, праздники и иные увеселения для московской знати. Однажды он устроил показательный сенокос – его крестьяне, разодетые в праздничные одежды, косили и убирали сено. При этом они пели песни, а по окончании «работ» танцевали и водили хороводы.
Конечно, и содержание дома, и, говоря современным языком, организация мероприятий обходились графу дорого. Неудивительно, что к концу своей жизни он был на грани банкротства. После его смерти усадьба перешла к старшему сыну Петру, но так как он большое количество времени проживал за границей, дом начал приходить в запустение.
Наверное, грустно стало покинутому всеми дому, стены которого помнили многих именитых гостей. В нём проживала вдовствующая императрица Мария Фёдоровна, прибывшая в Москву в дни коронации Николая I. Жил в одном из флигелей и польский поэт Адам Мицкевич. Помнит дом и посольство персидского принца Хозрева-Мирзы, прибывшего в Москву с ответственной миссией – просить прощение за убийство Александра Грибоедова.
В 1828 году усадьбу выкупил одесский купец М. Е. Юрков, не слишком заботившийся об исторической значимости дома, поэтому большая часть уникальной обстановки разошлась по перекупщикам и антикварным салонам.
После Революции в усадьбе Разумовского был открыт Московский институт физической культуры. В здании разместились общежития и учебные аудитории, а пруды засыпали – на их месте построили стадионы и спортплощадки. Студенты жили и учились здесь вплоть до Перестройки, когда усадьба вновь опустела. Особняк чуть не потеряли в 1999 году, когда во время пожара сгорело деревянное крыло второго этажа главного дома, а в каменной части обрушились почти все перекрытия.
В 2008 году в бывшей усадьбе Разумовского начались реставрационные работы. Тогда была восстановлена бОльшая часть интерьеров: восстановили лепной декор плафонов и золочение лепных карнизов, воссоздали печи в парадных помещениях с отделкой под «венецианский мрамор». Самому дому вернули исторические жёлтый и белый цвета.
Сейчас в усадьбе Разумовского находятся подразделения Министерства спорта страны и Центральный музей физической культуры. Здесь регулярно проводятся экскурсии, в залах музея можно увидеть редкие награды, призы, экипировку и другие раритеты отечественной спортивной индустрии.