Найти тему

Завод Тонар расширяет производство, выпускает сочлененные самосвалы и будет делать свои АКПП

Недавно я побывал на машиностроительном заводе Тонар. Думаю, что это подмосковное предприятие не нуждается в представлении, его полуприцепы и прицепы хорошо известны российским потребителям. На сегодняшний день каждый пятый проданный в России прицеп/полуприцеп выпущен на Тонаре. Это самые разнообразные модели: для магистральных перевозок, строительства, сельского хозяйства и прочих специальных задач.

В последнее десятилетие предприятие активно развивает новые направления деятельности. Десятки карьерных самосвалов Тонар грузоподъемностью 45 и 60 т, а также сверхтяжелые самосвальные автопоезда грузоподъемностью 125 т, работают на горнодобывающих предприятиях страны. В прошлом году был представлен первый шарнирно-сочлененный самосвал Т-35, он же Тонар-7507 (об этой машине канал "Строительная техника и транспорт" рассказывал ранее). В этом году сочлененные самосвалы поставлены на серийное производство.

Замечу, что несмотря на новые векторы развития, завод на протяжении последних нескольких лет активно наращивает выпуск основной продукции – прицепной техники, ежегодный темп прироста за последние 4 года составлял свыше 25%.

Ну и конечно же тема импортозамещения коснулась завода самым непосредственным образом. Все основные компоненты предприятие выпускает самостоятельно, а в ближайшее время расширит их номенклатуру.

До недавних событий продажи прицепов и полуприцепов активно росли, и для того чтобы двукратно нарастить выпуск на Тонаре спроектировали новый цех по производству прицепной техники площадью 15 тыс. м2. Расширение мощностей позволило бы с нынешнего темпа 34 единицы техники в сутки выйти на суточный темп 55-60 единиц. Однако спецоперация на Украине внесла коррективы. Потребность в прицепной технике снизилась в связи с возвращением на внутренний рынок большого количества российских компаний, которые прежде занимались международными перевозками.

В текущей ситуации возросла потребность в спецтехнике, технике для сельского хозяйства и прочей продукции индивидуального спроса. Так что пока строительство нового цеха прицепов пришлось отложить. Однако это совсем не значит, что Тонар останавливается в своем развитии. Наоборот – начинается все самое интересное.

В связи с уходом с российского рынка производителей шарнирно-сочлененных самосвалов из недружественных стран (Volvo, Caterpillar, Komatsu, Bell) данная рыночная ниша полностью освободилась и Тонар пришел в нее с заранее подготовленным продуктом. Это полноприводный самосвал с колесной формулой 6х6 – Тонар-7507 грузоподъемностью 35/45 т.

Изначально самосвал планировалось оснащать двигателем Cummins и гидромеханической автоматической коробкой передач Allison. В сложившихся условиях данные агрегаты заменены на китайские аналоги – двигатель Weichai мощностью 480 л.с. и коробку передач Fast Gear.

Все металлоконструкции Тонар производит на собственных мощностях – рамы, кузова, кабины. Кузова изготовляются из высокопрочной износостойкой стали, поставляемой "Северсталью".

Кстати, отмечу интересную конструктивную особенность. Подвеска шарнирно-сочлененных самосвалов выполнена на резиновых упругих элементах. Такая конструкция получила распространение на австралийских и канадских сверхтяжелых автопоездах. Надежность, ремонтопригодность и простота такой подвески практически подтверждена эксплуатацией сверхтяжелых технологических самосвальных автопоездов Тонар, которые работают в суровых условиях Якутии.

Первый шарнирно-сочлененный самосвал Т-35 (еще на "недружественных" агрегатах) в настоящее время проходит испытания в карьере. Испытания показали, что самосвал Тонар может стать серьезным конкурентом зарубежным аналогам. Автомобиль демонстрирует хорошие показатели по производительности и экономической эффективности, при этом имеет более доступную цену по сравнению с иностранцами, а также доступное сервисное обслуживание и запасные части.

Второй самосвал можно было увидеть в конце мая в Москве на выставке "СТТ EXPO 2022". В производстве находится еще несколько машин. Согласно контракту до конца этого года Тонар поставит заказчику 10 шарнирно-сочлененных самосвалов. Помимо этого заключен следующий контракт на поставку еще 30 машин.

По словам Юрия Вайнштейна, основателя и технического директора завода Тонар, в 2022 году необходимо решить ключевые задачи по локализации шарнирно-сочлененных самосвалов. Все металлоконструкции изначально были свои. Сейчас осваивается выпуск мостов и раздаточной коробки. В течение 1,5-2 лет будет поставлена на производство собственная гидромеханическая коробка передач.

Кстати говоря, на предприятии не собираются ограничиваться только шарнирно-сочлененными самосвалами, помимо них будет освоена линейка сочлененных машин для подземных работ. До недавних пор в этом сегменте была представлена в основном импортная техника.

Наряду с сочлененными самосвалами завод развивает направление сверхтяжелых технологических самосвальных автопоездов Тонар-7502.

Первая такая машина, состоящая из седельного тягача и двух самосвальных полуприцепов с боковой разгрузкой общей грузоподъемностью 125 т, была выпущена в 2016 году. Она отправилась работать в Якутию, на крупнейшую алмазодобывающую компанию "Алроса". Здесь ей предстояло доставлять породу на плече 170 км от места добычи до горно-обогатительной фабрики № 12 в Удачном. Тягач этой необычной, более чем 28-метровой, сцепки получил двигатель Cummins QSK 19 и автоматическую гидромеханическую коробку передач Allison, мосты Hande: передний управляемый и два задних ведущих, переднюю пневмогидравлическую подвеску и заднюю на резиновых упругих элементах и реактивных тягах. Подвеска тележек полуприцепов также получила резиновые подушки и оси собственного производства.

По итогам двух лет эксплуатации в условиях крайнего севера автопоезд пришлось существенно доработать. Второй экземпляр для "Алросы" изготовили в 2018 году. На нем была увеличена мощность двигателя до 750 л.с. и крутящего момента до 3100 Нм, а также применена АКПП Allison 6620, рассчитанная на передачу большего крутящего момента. Передний мост установили ведущий (тоже Hande), а переднюю подвеску – пневмо-рессорную. Кроме того изменили раму, добавили раздаточную коробку, внедрили четырехточечную пневмоподвеску кабины, улучшили шумоизоляцию и провели еще ряд доработок.

Кстати отмечу, Тонар планировал сделать автопоезд еще большей производительности – из четырех самосвальных полуприцепов, с двумя двигателями – на тягаче и тележке полуприцепа. Однако реализации этого проекта помешали весовые ограничения мостовых сооружений на маршруте и ширина технологической дороги.

Сейчас в "Алросе" работает три автопоезда Тонар-7502. В ближайшее время в Удачный отправятся еще две таких машины, одна из них будет оснащена 19-литровым двигателем Yuchai и китайским аналогом АКПП Allison.

Сверхтяжелые автопоезда показали хорошие эксплуатационные параметры на доставке алмазосодержащей руды. Так, коэффициент технической готовности (КТГ) составляет около 0,98, а расход топлива – порядка 28 грамм на тонно-километр. Срок окупаемости машины – примерно два года, а расчетный эксплуатационный ресурс – не менее 10 лет.

Учитывая успешный опыт эксплуатации автопоездов Тонар-7502, а также тот факт, что имеющийся у "Алросы" парк грузовиков Scania и Volvo остался без запчастей и до 2025 года будет списан, алмазодобытчики сделали заказ еще на 28 сцепок. Однако этого количества будет недостаточно, поэтому еще один контракт предусматривает поставку еще 40 автопоездов.

В связи с резким увеличением спроса на сочлененные самосвалы и сверхтяжелые автопоезда, а также необходимостью замещения импортных компонентов заводу срочно потребовалось расширение производственных мощностей. Согласно указу губернатора Московской области Тонар взял в аренду землю за 1 рубль.

На одной из площадок построят завод площадью 20 тыс. м2 для производства автомобильной техники. Это будет предприятие полного цикла – от раскроя металла до финишной сборки. Запуск нового производства планируется в 2024 году.

На второй площадке построят цех мехобработки площадью 11 тыс. м2. Это позволит вчетверо расширить нынешние возможности механообрабатывающего производства. На этих площадях будет освоено производство дисковых тормозных механизмов, которые на протяжении последних 17 лет закупались у компании WABCO. Таким образом оси прицепной техники Тонар будут полностью локализованы.

Как вам такой пример импортозамещения?

Если вы пропустили интересующие вас публикации, для вашего удобства есть Путеводитель по каналу (ЖМИТЕ).

#тонар #производство #завод #спецтехника #грузовик #автомобиль #машина #импортозамещение #самосвал #российская экономика