Российский авторынок переживает не лучшие времена: продажи рекордно падают, выпуск новых машин стоит «на паузе» на большинстве предприятий, а ведущие автопроизводители ограничили поставки. Какие возможности у россиян есть прямо сейчас и как будет меняться ситуация?
Массовый исход
Российский рынок легковых автомобилей в 2021 году продемонстрировал хоть и небольшой, но уверенный рост – продажи увеличились более чем на 4%. Популярностью у россиян продолжали пользоваться автомобили LADA, Kia, Hyundai. По подсчетам аналитического агентства «Автостат», на эти марки пришлась почти половина всех продаж. Skoda и Volkswagen, несмотря на менее удачный год, на двоих реализовали почти порядка 177 тыс. новых машин и вошли в топ-10. Там же оказались Renault, Toyota, Nissan, BMW и Mercedes-Benz.
Картина 2022 года, вероятно, будет сильно отличаться. На фоне геополитической ситуации многие бренды приостановили ввоз машин и поставили на «паузу» локальные производства. Так поступили, в частности:
- Volkswagen (в группу также входят Audi, Skoda, Bentley и Lamborghini) – доля рынка 12,2%.
- Renault – 8%.
- BMW – 2,8%.
- Mercedes-Benz – 2,5%.
- Stellantis (принадлежат Peugeot, Citroen и Opel) – более 13,5 тыс. машин.
- Volvo – более 9 тыс. машин.
- General Motors (принадлежат бренды Cadillac и Chevrolet) – более 7 тыс. машин.
К ним также присоединились Jaguar, Jeep, Land Rover, Suzuki и ряд других.
Частично перекроит рынок и решение Евросоюза, США и Японии ввести запрет на экспорт в Россию предметов роскоши, который распространяется в том числе и на автомобили. Например, под введенное ЕС ограничение в 50 тыс. евро попадают не только «старшие» модели премиум марок и люксовых брендов, но и линейка массового сегмента по ряду моделей – таких, как довольно популярные в России Toyota Land Cruiser Prado (в 2021 году продали 13 102 штук) и машины Lexus (19 362 штук).
Премиальный сегмент ждут большие потери, а ведь на него в 2021 году пришлось более 10% продаж – это почти 161 тыс. автомобилей.
Нет деталей, нет машин
Влияет на ситуацию и экономическая составляющая. Так, Kia и Hyundai, хоть и не принимали никаких решений относительно своей деятельности в России, все равно были вынуждены остановить производство на своих заводах в Калининграде и Санкт-Петербурге. Причина – в нехватке комплектующих. Глобальный дефицит полупроводников, нехватка микрочипов, нарушение логистических цепочек из-за санкций – очевидные причины, тянущие на дно автомобилестроение.
В середине мая из 17 заводов, выпускающих «легковушки» в России, работать продолжали только два предприятия: УАЗ и завод Haval в Тульской области. В ближайшее время выйти из «спячки» планирует калининградский «Автотор», занимающийся в том числе сборкой Kia и Hyundai. В июне, как ожидается, возобновится производство и на заводах «АвтоВАЗа». Рынок ждет этого как второго дыхания, но даже это не сможет украсить грустную картину: по итогам первого квартала 2022 года в России произвели 244 тыс. машины – на 33,2% меньше, чем за аналогичный период предыдущего года.
Более того, по прогнозам специалистов, май, вероятно, станет худшим месяцем по продажам. И это при том, что и за апрель падение было устрашающим – за месяц было продано всего 32 706 новых легковых и легких коммерческих автомобилей, что на 78,5% меньше, чем в апреле прошлого года. По итогам I квартала – 255,4 тыс. машин, снижение на 29,7%.
Причина – массовое подорожание автомобилей из-за ограниченного предложения и, как следствие, снижение спроса у населения. Цены росли в среднем на 10–20%, а отдельные модели прибавляли сразу 60%.
Какие варианты
По оценкам дилеров, которые озвучивались еще в марте, запасов автомобилей у них хватит на 1–3 месяца. С учетом падающих продаж, возможно, «отсрочка» продлится чуть дольше. Что будет затем – большой вопрос.
Пока шансов, что ведущие производители за это время изменят свою позицию по поводу ухода из России, немного. Renault уже окончательно покинула отечественный рынок – ее активы за символическую сумму были переданы правительству Москвы и НАМИ. Аналогичная судьба, вероятно, ждет и Nissan. Компания в начале мая объявила, что не ожидает возобновления операций в 2022 году, и в ответ глава Минпромторга РФ Денис Мантуров анонсировал скорые переговоры c руководством японского автопроизводителя.
На днях приостановку производства в России продлил Volkswagen. Концерну, как и компаниями, которые «более мягко» объявили о приостановке операций – таким, как BMW, в ближайшее время, скорее всего, придется занять более определенную позицию, чтобы избежать внешнего управления - одной из мер, которые приняты российскими властями на фоне санкций.
Рынок также реагирует на происходящее. Наиболее популярные по итогам апреля – марки, оставшиеся доступными: Lada, Kia, Hyundai. Renault, Skoda, Volkswagen, Toyota – в лидерах по снижению. Более уверенно, по сравнению с остальными, чувствуют себя китайские Cheryexeed, Changan, Geely, FAW. Haval – в топ-10.
Именно производители из Поднебесной – главные выгодоприобретатели в сложившейся ситуации. Во-первых, у китайцев есть собственное производство полупроводников и микрочипов, поэтому дефицит они переживают гораздо легче. Во-вторых, автомобили из КНР представляют преимущественно сегмент SUV – самый популярный в России (56% продаж в марте). В-третьих, цена китайских машин изначально была более приемлемой по сравнению с конкурентами. Отчасти этим объясняется то, их доля на российском авторынке в апреле 2022 года выросла вдвое. И наконец, хорошие отношения, сложившиеся между российским и китайским политическим и экономическим руководством, делают Пекин приоритетным партнером в вопросе использования мощностей ушедших компаний.
В частности, сегодня рассматривается возможность выпуска китайских машин под маркой «Москвич» на бывшем заводе Renault в Москве. Речь идет о локализации на предприятии автомобилей концерна JAC, FAW или BYD. Renault на «Москвиче» точно не будет, а самую популярную на отечественном рынке модель – Duster – будут производить под маркой Lada.
Вакантные места моделей западных брендов вполне могут занять машины не только из Китая, но и из Индии. Речь идет прежде всего о двух автогигантах - Tata Motors (владеет концерном Jaguar Land Rover) и Mahindra & Mahindra. Но пока никто из индийских компаний не озвучивал планов по экспансии на российский рынок.
Надежда всегда есть
С некоторыми оговорками можно утверждать, что массовый потребитель без автомобилей не останется. Приостановившие производство из-за нехватки компонентов предприятия сами не заинтересованы в долгом простое и должны прикладывать максимум усилий, чтобы возобновить работу. Там, где перебои окажутся слишком серьезными, на выручку придут альтернативные предложения.
Кроме того, поддержит отрасль в данной ситуации и параллельный импорт, легализованный весной. Поставщикам теперь не нужно получать разрешение производителя или официального дистрибьютора на ввоз в Россию и продажу различных товаров – от растений и лекарств до электроники. В список, вступивший в силу в начале мая, включили также машины и детали для них разных марок:
- Автомобили: Tesla, Land Rover, Jeep, Jaguar, Chrysler, Bentley, Cadillac, Chevrolet, Dodge, Hummer, Rover, GMC, Freightliner, Peterbilt, Kenworth и Mack.
- Автокомпоненты: Volvo, Hyundai, Nissan, Volkswagen, Michelin, Goodyear, Continental и Bridgestone.
Более того, чтобы стабилизировать ситуацию, Правительство РФ смягчило требования к производителям автомобилей, разрешив им отказаться от недоступных из-за санкций компонентов: систем ABS, подушек безопасности, тормозных систем, с любыми требованиями к содержанию вредных веществ в выхлопе. А для увеличения серийности и обеспечения эффективности проектов, новые российские автомобили до конца 2022 года начнут переводить на унифицированные электронные компоненты.
Благодаря всем принятым мерам уже в ближайшее время возможен, например, выпуск автомобилей Lada Granta в «упрощенной» комплектации. У дилеров такая версия машины может появиться уже во второй половине июня.
Но все же главный вопрос заключается в том, будут ли россиянам интересны такие, да и вообще любые предложения. В случае острой необходимости они наверняка смогут найти замену своему авто как на первичном, так и на вторичном рынке. А вот что касается, например, перехода с одного класса на более презентабельный – с этим, возможно, придется повременить до того момента, когда ситуация станет определеннее. При этом нет сомнений, что рынок адаптируется к изменениям и перестроиться на новый лад