4 декабря 1956 года в студии Sun Records состоялся легендарный джем-сейшн, который вошел в историю под названием «MILLION DOLLAR QUARTET». Это был первый и единственный раз, когда собрались и сыграли вместе Элвис Пресли, Джонни Кэш, Джерри Ли Льюис и Карл Перкинс – музыканты, повлиявшие на развитие музыки в пятидесятых и последующий период.
Элвис больше года как ушел из Sun Records Сэма Филлипса в RCA и теперь приехал домой на Рождество. Пресли уже был самым известным человеком в американском шоу-бизнесе. А Филлипс выводил на орбиту новых звезд: Карл Перкинс старался повторить успех своего хита «Blue Suede Shoes»; Джонни Кэш недавно бросил работу продавца бытовой техники; а у Джерри Ли Льюиса всего за три дня до этого вышла первая запись.
В тот день Сэм Филлипс был в аппаратной и записывал сессию Карла Перкинса, и Джерри Ли Льюис подрабатывал там пианистом. Когда они уже заканчивали, на пороге появился Элвис со своей подругой Мэрилин Эванс. Очередная «девушка из шоу», с которой он познакомился в Лас-Вегасе, хотя обычно не привозил их к себе домой.
Пресли послушал записи Перкинса и похвалил их, затем взял гитару и стал петь. Карл и его группа, включая Джерри Ли, присоединились. Сэм Филлипс сообразил: что-то начинается, и позвал Джонни Кэша. А заодно позвонил в газету «Меч Прессы Мемфиса», редакция которой находилась через дорогу от студии. Репортер Боб Джонсон – он нередко составлял Филлипсу компанию в баре – прихватил с собой коллегу из агентства «Юнайтед Пресс Интернешнл», его звали Лео Сорока. Следом подтянулись еще несколько артистов. Сэм Филлипс поставил микрофон посередине студии и включил его.
«Такое происходит, – как он потом повторял, – раз в столетия».
Когда встречаются пять звезд (считая Филлипса) из Зала славы рок-н-ролла, то можно ожидать, что рок-н-ролл они и будут играть. Но за исключением песен Чака Берри, Пэта Буна и нескольких хитов Элвиса, сессия «Million Dollar Quartet» – это то, из чего рок-н-ролл рождался.
Ведь он появился не в одну ночь. Тут было слияние стилей: черный и белый госпел, старое и новое кантри, ду-воп, блюз, поп и ковбойские песни. И все это отцы-основатели рок-н-ролла слушали и любили играть.
То, что уловил микрофон Филлипса, в основном не требует пояснений. Но есть и загадки. Например, до сих пор неизвестно, ушел ли Джонни Кэш до того, как началась запись или оставался в студии. На следующий день Боб Джонсон написал об импровизированном концерте и упомянул песни, которые не записали на пленку, и Кэш якобы их тоже пел. Но возможно, что на самом деле это был не «Квартет на Миллион Долларов», а «Трио за Семьсот Пятьдесят Тысяч».
У импровизаций Элвиса интересная предыстория. В песне «Don’t Be Cruel» он подражает Джеки Уилсону, который тоже исполнял эту песню в 1956 году в Лас-Вегасе. Элвис был там проездом и, услышав, сказал, что более медленная вариация Уилсона лучше, чем его собственная.
Музыкальные корни Элвиса, Кэша, Перкинса и Льюиса глубоко уходят в госпел и блюграсс. Участники квартета бэк-вокалистов Элвиса The Jordanaires рассказывали, что в начале сессии он часто разогревал голос, исполняя вместе с ними госпел. Однако в RCA никому не приходило в голову в этот момент включить магнитофон. В музыке блюграсс Элвису особенно нравились песни Билла Монро, и именно их он спел в составе звездного квартета: «Little Cabin On The Hill», «Summer-time Is Past And Gone», «I Hear a Sweet Voice Calling» и «Sweetheart You Done Me Wrong».
Название «Million Dollar Quartet» придумал репортер Боб Джонсон. В своей статье он также добавил фразу:
«Если бы Сэм Филлипс включил магнитофон на запись, то этот квартет мог бы заработать миллион долларов».
Эту статью Филлипс размножил и разослал ди-джеям, с припиской на оборотной стороне:
«Мы подумали, вам понравится прочитать из первых рук о нашей небольшой тусовке – это было чудо!».
Видимо, Сэм Филлипс сделал копию аудиозаписи для Элвиса и еще нескольких человек. Часть обнаружили в 1990 году, потом находили еще фрагменты. И в 2006-м, к пятидесятилетию легендарного джем-сейшн, была выпущена полная запись.
Когда Элвис встречался с группой «Битлз», это не записывали на магнитофон. Очень много подобных случаев осталось лишь в памяти тех, кто при этом присутствовал. Но когда «Million Dollar Quartet» играл в первый и единственный раз, лента в катушках крутилась. Очевидно, что участники старались произвести впечатление друг на друга, но при этом они искренне наслаждались музыкой.
Двадцать лет спустя RCA привезет в дом Элвиса мобильную студию на случай, если он захочет записать хоть что-нибудь. Но в тогда в декабре 1956-го его не нужно было уговаривать взять в руки гитару и играть до утра.
«Вот почему я ненавижу ввязываться в эти джем-сейшн, – говорил Элвис. – Я всегда ухожу последним».
По материалам Колина Эскотта
Хотите знать больше об Элвисе? Есть отличная книга! «Элвис Пресли. Возвращение». Ссылка тут, а подробности в закрепленном комментарии.
#элвис пресли #джонни кэш #рок-н-ролл #музыка #музыкальный обзор #музыкальные альбомы